Танк Т-34 имел клас­си­че­скую ком­по­нов­ку с кор­мо­вым рас­по­ло­же­ни­ем транс­мис­сии. Внут­ри кор­пус тан­ка де­лил­ся на че­ты­ре от­де­ле­ния: управ­ле­ния, бое­вое, мо­тор­ное и транс­мис­си­он­ное. От­де­ле­ние управ­ле­ния на­хо­ди­лось в но­со­вой час­ти тан­ка. В нем раз­ме­ща­лись си­де­нья во­ди­те­ля и стрел­ка-ра­ди­ста, ор­га­ны управ­ле­ния, кон­троль­ные при­бо­ры, пу­ле­мет ДТ в ша­ро­вой ус­та­нов­ке, часть бое­ком­плек­та, ра­дио­стан­ция (пер­во­на­чаль­но ус­та­нав­ли­ва­лась не на всех тан­ках), при­бо­ры на­блю­де­ния, два бал­ло­на со сжа­тым воз­ду­хом для за­пас­но­го пус­ка дви­га­те­ля, за­пас­ные час­ти, ин­ст­ру­мент и при­над­леж­но­сти. Си­де­нье меха­ни­ка-во­ди­те­ля бы­ло сме­ще­но к ле­во­му бор­ту от про­доль­ной оси тан­ка, стре­ло­к-ра­дист распо­ла­гал­ся спра­ва от ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля. Их сиде­нья, же­ст­ко зак­ре­п­лен­ные на дни­ще кор­пу­са, ре­гу­ли­ро­ва­лись в верти­каль­ном и го­ри­зон­таль­ном на­прав­ле­ни­ях. Сис­те­ма управ­ле­ния дви­же­ни­ем танка бы­ла тра­ди­ци­он­ной - рыча­ги и пе­да­ли. При по­мо­щи двух ры­ча­гов осу­ще­ст­в­ля­лись по­воро­ты тан­ка. Пе­да­ли глав­но­го фрик­цио­на, ос­та­но­воч­но­го тор­мо­за и по­да­чи топ­ли­ва распо­ла­га­лись слева на­пра­во, как в обыч­ном ав­то­мо­би­ле, а чис­ло кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ных при­боров бы­ло све­де­но к ми­ни­му­му, что об­лег­ча­ло рабо­ту меха­ни­ку-во­ди­те­лю. Для пус­ка дви­га­те­ля, кро­ме элек­тро­стар­те­ра, исполь­зо­ва­лась систе­ма воз­душ­но­го пуска. Стре­ло­к-ра­дист мог вес­ти при­цель­ную стрель­бу из 7,62-мм пу­ле­ме­та ДТ, за­кре­п­лен­но­го в шаро­вой уста­нов­ке на верх­нем ло­бо­вом лис­те кор­пу­са. Заб­ро­ни­ро­ван­ный объ­ем от­де­ле­ния управ­ле­ния сос­тав­лял 2,2 м3. В бое­вом от­де­ле­нии, зани­мав­шем сред­нюю часть кор­пу­са и баш­ню, бы­ли обо­ру­до­ва­ны ра­бо­чие мес­та для ко­ман­ди­ра маши­ны и за­ря­жаю­ще­го (башен­но­го стрел­ка), рас­по­ло­жен­ные со­от­вет­ст­вен­но слева и спра­ва от пуш­ки. Ко­ман­дир тан­ка од­но­вре­мен­но вы­пол­нял обя­зан­но­сти наво­дчи­ка орудия. За­ря­жаю­щий мог вес­ти ав­то­ном­ную стрель­бу из спа­рен­но­го с пуш­кой пу­ле­ме­та при сня­тии его со сто­по­ра. Заб­ро­ни­ро­ван­ный объ­ем бое­во­го отде­ле­ния состав­лял 5,2 м3 из ко­то­рых 2,0 м3 при­хо­ди­лось на объ­ем баш­ни. В кры­ше баш­ни имел­ся люк (поз­же два лю­ка) для по­сад­ки эки­па­жа. Мо­тор­ное от­де­ле­ние рас­по­ла­га­лось за бое­вым в сред­ней час­ти тан­ка и от­де­ля­лось от не­го сплош­ной раз­бор­ной пе­ре­го­род­кой с лю­ка­ми, за­кры­ты­ми съем­ны­ми крыш­ка­ми. В мо­тор­ном от­де­ле­нии бы­ли ус­та­нов­ле­ны дви­га­тель, два во­дя­ных ра­диа­то­ра, два мас­ля­ных ба­ка-ра­диа­то­ра, че­ты­ре ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­реи. Дви­га­тель рас­по­ла­гал­ся нос­ком в сто­ро­ну кор­мы; ра­диа­то­ры - по обе­им сто­ро­нам дви­га­те­ля, па­рал­лель­но про­доль­ной оси тан­ка. За­бро­ни­ро­ван­ный объ­ем мо­тор­но­го отде­ле­ния состав­лял 3,7 м3. Транс­мис­си­он­ное от­де­ле­ние нахо­ди­лось в кор­мо­вой час­ти кор­пу­са и от мо­тор­но­го отде­ле­ния также от­де­ля­лось пере­го­род­кой. В нем раз­ме­ща­лись глав­ный фрик­ци­он с цен­тро­беж­ным вен­ти­ля­то­ром, ко­роб­ка пе­ре­ме­ны пе­ре­дач, бор­то­вые фрик­цио­ны с тор­мо­за­ми, элек­тро­стар­тер, бор­то­вые пе­ре­да­чи и два то­п­лив­ных ба­ка. За­бро­ни­ро­ван­ный объ­ем транс­мис­си­он­но­го от­деле­ния сос­тав­лял 1,5 м3 а все­го тан­ка - 12,6 м3. Корпус тан­ка пред­став­лял со­бой же­ст­кую бро­не­вую ко­роб­ку с про­дол­го­ва­той за­круг­лен­ной но­со­вой ча­стью и кор­мой. Он сва­ри­вал­ся из ка­та­ных лис­тов го­мо­ген­ной бро­ни МЗ-2 (И8-С). Для уве­ли­че­ния сна­ря­до­стой­ко­сти верх­няя часть обо­их бор­тов де­ла­лась на­клон­ной. Ос­нов­ные час­ти кор­пу­са - дни­ще, но­со­вая часть, бор­та, кор­ма, кры­ша и по­пе­реч­ные пе­ре­го­род­ки. Дни­ще - ос­нов­ной скре­п­ляю­щий эле­мент кор­пу­са - со­стоя­ло из пе­ред­ней и зад­ней час­тей, со­еди­нен­ных встык свар­ным швом. Со­еди­не­ние уси­ли­ва­лось сталь­ной бал­кой Т-об­раз­но­го се­че­ния, яв­ляв­шей­ся ниж­ней ча­стью кар­ка­са мо­тор­ной пе­ре­го­род­ки. Бал­ка при­ва­ри­ва­лась и при­кле­пы­ва­лась к дни­щу по обе сто­ро­ны сты­ка. Тол­щи­на дни­ща в пе­ред­ней час­ти бы­ла боль­ше, чем в зад­ней. В дни­ще име­лись: три лю­ка, за­кры­вав­шие­ся бро­не­вы­ми крыш­ка­ми; шесть от­вер­стий с проб­ка­ми и во­семь вы­ре­зов - по че­ты­ре с ка­ж­до­го бор­та. В пе­ред­ней час­ти дни­ща воз­ле си­де­нья стрел­ка-ра­ди­ста имел­ся люк оваль­ной фор­мы для ава­рий­но­го вы­хо­да эки­па­жа из тан­ка. В мо­тор­ном от­де­ле­нии на дни­ще бы­ла ук­ре­п­ле­на под­мо­тор­ная ус­та­нов­ка, со­сто­яв­шая из двух по­пе­реч­ных крон­штей­нов, к ко­то­рым 36 бол­та­ми при­вин­чи­ва­лись две па­рал­лель­ные ра­мы. На этих ра­мах ус­та­нав­ли­вал­ся дви­га­тель. Но­со­вая часть кор­пу­са изго­тов­ля­лась из го­мо­ген­ной брони вы­со­кой и сред­ней твер­до­сти. Носо­вая часть кор­пу­са со­стоя­ла из пе­ред­ней бал­ки, трех бро­не­вых лис­тов, крыш­ки лю­ка во­ди­те­ля и бро­не­во­го кол­па­ка пу­ле­ме­та. Учи­ты­вая, что по­сле баш­ни наи­боль­шее чис­ло по­па­да­ний снаря­дов в танк при­хо­дит­ся на но­со­вую часть кор­пу­са, верх­ний ло­бо­вой лист был рас­по­ло­жен под уг­лом 60° от вер­ти­ка­ли. Верх­ний ло­бо­вой лист кор­пу­са имел в ниж­ней час­ти фор­му пря­мо­уголь­ни­ка, в верх­ней - фор­му тра­пе­ции и при­ва­ри­вал­ся встык к пе­ред­ней бал­ке, бор­то­вым лис­там, под­крыл­кам и под­ба­шен­но­му лис­ту. На бро­не­кор­пу­сах, из­го­тов­лен­ных Ста­лин­град­ской су­до­вер­фью (за­вод №264) в 1942 го­ду и за­во­дом «Крас­ное Сор­мо­во» в 1942 и 1943 го­дах, верх­ний ло­бо­вой лист при­ва­ри­вал­ся к бор­то­вым лис­там с со­еди­не­ни­ем в шип. В лис­те бы­ли сде­ла­ны люк для по­сад­ки меха­ни­ка-во­ди­те­ля, вы­рез для лис­та смот­ро­вых при­бо­ров, про­дол­го­ва­тое от­вер­стие для бро­не­во­го колпа­ка шаро­вой уста­нов­ки лобо­во­го пуле­ме­та, по од­но­му отвер­стию для чер­вя­ка лево­го и пра­во­го меха­низ­ма натя­же­ния, а так­же два от­вер­стия для элек­тро­про­во­дов к фарам. Ря­дом с от­вер­стия­ми прива­ри­ва­лись и прик­ле­пы­ва­лись два ры­ма для бук­си­ров­ки танка, в про­уши­ны кото­рых были встав­ле­ны паль­цы с пру­жин­ны­ми защел­ка­ми. Верхняя плос­кость ры­ма име­ла на­сеч­ку и ис­поль­зо­ва­лась в каче­ст­ве ступень­ки при по­сад­ке эки­па­жа в танк. Люк ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля имел пет­ли для кре­п­ле­ния крыш­ки лю­ка и два ос­но­ва­ния для зер­каль­ных пери­ско­пи­че­ских при­бо­ров, ко­то­рые рас­по­ла­га­лись под уг­лом 60° к про­доль­ной оси тан­ка. В верх­ней час­ти крыш­ки лю­ка име­лось ос­но­ва­ние для цен­траль­но­го зеркаль­но­го перис­ко­пи­че­ско­го смот­ро­во­го при­бо­ра. Для об­лег­че­ния откры­ва­ния крыш­ки имел­ся урав­но­ве­ши­ваю­щий ме­ханизм, ко­то­рый был снаб­жен уст­рой­ст­вом для фик­си­ро­ва­ния крышки в от­кры­том поло­же­нии. Для то­го что­бы внутрь тан­ка не по­па­да­ли свин­цо­вые брыз­ги, бы­ло сде­ла­но уплот­не­ние, сос­тоя­щее из же­лоб­ка, при­ва­рен­но­го к кром­ке внут­ри лю­ка, и пла­нок, при­ва­рен­ных снару­жи по кром­кам крыш­ки и верх­не­го нак­лон­но­го листа. С на­ча­ла 1942 го­да поя­вил­ся люк ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля бо­лее про­стой фор­мы с дву­мя приз­мен­ны­ми смот­ро­вы­ми при­бо­ра­ми, за­им­ст­во­ван­ный у тан­ка А-43. Для за­щи­ты от пуль и ос­кол­ков сна­ря­дов приз­мы за­кры­ва­лись сна­ру­жи от­кид­ны­ми бро­не­вы­ми крыш­ка­ми, так на­зы­вае­мы­ми «рес­нич­ка­ми». С пра­вой сто­ро­ны от лю­ка во­ди­те­ля в бро­не­вом кол­па­ке рас­по­ла­га­лась ша­ро­вая ус­та­нов­ка пу­ле­ме­та ДТ. На­чи­ная с 1942 го­да на ствол пу­ле­ме­та на­де­ва­лась бро­не­вая мас­ка (за ис­клю­че­ни­ем ма­шин про­из­вод­ст­ва СТЗ). Ава­рий­ный люк оваль­ной фор­мы на­хо­дил­ся в но­со­вой час­ти дни­ща у ног стрел­ка-ра­ди­ста и был пред­на­зна­чен для за­пас­но­го выхо­да эки­па­жа из тан­ка. Сред­ний люк дни­ща для дос­ту­па к во­дя­но­му и мас­ля­но­му насо­сам дви­га­те­ля распо­ла­гал­ся в мотор­ном отде­ле­нии, а зад­ний люк - под ко­роб­кой пере­дач. В мо­тор­ном отде­ле­нии уста­нав­ли­вал­ся под­мо­тор­ный фун­да­мент, со­стоя­щий из двух по­пе­реч­ных крон­штей­нов, к ко­то­рым кре­пи­лись две па­рал­лель­ные рамы, на ко­то­рых уста­нав­ли­вал­ся дви­га­тель. В транс­мис­си­он­ном от­де­ле­нии при­ва­ри­ва­лись две под­став­ки для крон­штей­нов тор­мо­зов. По­пе­рек дни­ща рас­по­ла­га­лись пять труб для осей ба­лан­си­ров. Четвер­тая тру­ба (счи­тая от но­са тан­ка) со­стоя­ла из двух раз­не­сен­ных труб, так как сплош­ная тру­ба ме­ша­ла бы ус­та­нов­ке двига­те­ля. На кон­цах но­со­вой тру­бы име­лись два вы­ре­за для со­еди­не­ния перед­них балан­си­ров с под­вес­ка­ми. Бор­та кор­пу­са со­стоя­ли из ниж­ней и верх­ней час­тей, со­еди­нен­ных свар­кой. Ниж­няя пред­став­ля­ла со­бой вер­ти­каль­ный бро­не­вой лист, имев­ший пять от­вер­стий для про­хо­да осей ба­лан­си­ров, че­ты­ре вы­ре­за для цапф ба­лан­си­ров и пять крон­штей­нов с пло­щад­ка­ми для кре­п­ле­ния ре­зи­но­вых бу­фе­ров, ог­ра­ни­чи­вав­ших по­во­рот ба­лан­си­ров. В пе­ред­ней час­ти вер­ти­каль­но­го бор­то­во­го лис­та при­ва­ри­вал­ся кар­тер ме­ха­низ­ма на­тя­же­ния гу­се­ниц, а в зад­ней час­ти - кар­тер бор­то­вой пе­ре­да­чи. Верх­няя часть бор­та пред­став­ля­ла со­бой под­кры­лок с го­ри­зон­таль­ным дном и на­клон­ным бор­то­вым лис­том. С внут­рен­ней сто­ро­ны к бор­там при­ва­ри­ва­лись во­семь ко­ро­бов (по че­ты­ре с ка­ж­дой сто­ро­ны), в ко­то­рых ус­та­нав­ли­ва­лись на­клон­ные пру­жин­ные под­вес­ки кат­ков. В про­стран­ст­ве ме­ж­ду ко­ро­ба­ми кре­пи­лись ба­ки для го­рю­че­го и мас­ла. Кор­ма кор­пу­са со­стоя­ла из верх­не­го на­клон­но­го лис­та, ниж­не­го на­клон­но­го ко­ры­то­об­раз­но­го лис­та и двух кар­те­ров бор­то­вых пе­ре­дач. Верх­ний на­клон­ный лист тра­пе­цие­вид­ной фор­мы кре­пил­ся пет­ля­ми и вин­та­ми к ниж­не­му и бор­то­вым лис­там. В нем имел­ся че­ты­рех­уголь­ный люк (с 1942 го­да - круг­лый, за ис­клю­че­ни­ем тан­ков, вы­пус­кав­ших­ся на СТЗ), обес­пе­чи­вав­ший дос­туп к аг­ре­га­там, ус­та­нов­лен­ным в зад­ней час­ти транс­мис­си­он­но­го от­де­ле­ния, и два оваль­ных от­вер­стия для вы­хлоп­ных труб (сна­ру­жи эти от­вер­стия за­щи­ща­лись бро­не­вы­ми кол­па­ка­ми). Кры­ша над бое­вым от­де­ле­ни­ем пред­став­ля­ла со­бой бро­не­вой лист, в ко­то­ром име­лись боль­шой круг­лый вы­рез для ус­та­нов­ки баш­ни и че­ты­ре вы­ре­за для дос­ту­па к верх­ней час­ти под­ве­сок кат­ков, за­кры­тых свер­ху крыш­ка­ми. Кры­ша над мо­тор­ным от­де­ле­ни­ем со­стоя­ла из сред­не­го про­доль­но­го лис­та с лю­ком для дос­ту­па к дви­га­те­лю, двух бо­ко­вых лис­тов над ра­диа­то­ра­ми, двух про­доль­ных лис­тов жа­лю­зи и кол­па­ков над ра­диа­то­ра­ми. Кры­ша над транс­мис­си­он­ным от­де­ле­ни­ем со­стоя­ла из двух бро­не­вых лис­тов над ба­ка­ми для то­п­ли­ва, двух бро­не­вых лис­тов жа­лю­зи, уз­ко­го кон­це­во­го по­пе­реч­но­го лис­та и сет­ки над кры­шей. На тан­ках Т-34 обр. 1940 г. на ша­ри­ко­вой опоре ус­та­нав­ли­ва­лись баш­ни двух ти­пов: свар­ные и ли­тые. Башня. Свар­ная баш­ня тан­ка име­ла оваль­ную об­те­кае­мую форму и со­стоя­ла из двух бо­ко­вых нак­лон­ных лис­тов, кры­ши из двух свар­ных лис­тов, крыш­ки лю­ка баш­ни, пе­ред­не­го лобо­во­го листа с вы­ре­за­ми для ус­та­нов­ки воору­же­ния и двух обе­ча­ек, пе­ред­ней и зад­ней, ко­то­рые обра­зо­вы­ва­ли ос­нова­ние баш­ни ко­ни­че­ской формы. В кор­мо­вой час­ти баш­ни при­ва­ри­ва­лось днище ни­ши и ус­та­нав­ли­вал­ся съемный зад­ний лист для мон­та­жа и де­мон­та­жа пушки. В ниж­ней час­ти баш­ни при­ва­ри­вал­ся угольник, к ко­то­ро­му винта­ми кре­пил­ся верх­ний по­гон ша­ри­ко­вой опоры баш­ни. В пе­ред­нем лобо­вом лис­те баш­ни име­лись три вы­ре­за: цен­траль­ный вырез для ус­та­нов­ки пушки, пра­вый вы­рез для ус­та­нов­ки спарен­но­го пуле­ме­та, левый вы­рез для ус­та­нов­ки телес­ко­пи­че­ско­го при­цела. В бо­ко­вых лис­тах баш­ни име­лись вы­ре­зы для при­вар­ки осно­ва­ний смот­ро­вых при­бо­ров, а под ни­ми на­хо­ди­лось отвер­стие для стрель­бы из ре­воль­ве­ра. В зад­нем лис­те ни­ши баш­ни так­же име­лось от­вер­стие для стрель­бы из ре­воль­ве­ра, зак­ры­вае­мое броне­вой заг­луш­кой. Кры­ша баш­ни бы­ла не­сколь­ко нак­ло­не­на вперед и на­зад. В зад­ней час­ти кры­ши рас­по­ла­гал­ся люк тра­пе­цие­вид­ной фор­мы для вы­хо­да и вхо­да эки­па­жа. К кром­ке лю­ка при­ва­ри­вал­ся вы­сту­паю­щий над по­верх­но­стью крыши паз, в ко­то­рый укла­ды­вал­ся ре­зи­но­вый шнур квад­рат­но­го сече­ния, пре­до­хра­няв­ший башню от про­ник­но­ве­ния жидкос­ти при за­кры­той крыш­ке лю­ка. В крыш­ке лю­ка име­лись два от­вер­стия: ле­вое - для ус­та­нов­ки прибо­ра кру­го­во­го обзо­ра (с осе­ни 1941 го­да при­бор кру­го­во­го об­зо­ра не ус­та­нав­ли­вал­ся, а его от­вер­стие за­ва­ри­ва­лось. На тан­ках вы­пус­ка 1942 го­да это­го от­вер­стия уже не бы­ло), пра­вое, за­кры­вае­мое крыш­кой - для сиг­на­ли­за­ции. В перед­нем лис­те кры­ши так­же име­лись два от­вер­стия: ле­вое для ус­та­нов­ки перис­ко­пи­че­ско­го при­цела, сред­нее, за­кры­вае­мое колпа­ком для вен­ти­ля­ции. В зад­нем лис­те ни­ши баш­ни имел­ся люк для де­мон­та­жа пуш­ки, его крыш­ка кре­пи­лась че­тырь­мя, а за­тем ше­стью бол­та­ми. У тан­ков, вы­пу­щен­ных СТЗ в 1942 го­ду, съем­ным был весь кор­мо­вой лист баш­ни (кре­пил­ся во­се­мью бол­та­ми). У сор­мов­ских ма­шин этот люк во­об­ще от­сут­ст­во­вал. К внут­рен­ней час­ти ло­бо­во­го листа баш­ни при­ва­ри­ва­лись две ще­ки (пе­ре­го­род­ки) для ус­та­нов­ки маски пуш­ки. Кро­ме то­го, внут­ри баш­ни бы­ли при­ва­ре­ны бонки для кре­п­ле­ния элек­тро­про­вод­ки, боеук­лад­ки, уста­нов­ки прибо­ра ТПУ и кре­пил­ся сто­пор по­ход­но­го поло­же­ния пушки. В пе­ред­нем лис­те кры­ши баш­ни име­лись два от­вер­стия: сле­ва - для ус­та­нов­ки пе­ри­ско­пи­че­ско­го при­це­ла; спра­ва, на про­доль­ной оси баш­ни, за­кры­тое кол­па­ком, - для вен­ти­ля­ции. С кон­ца 1941 го­да от­вер­стий для при­це­лов бы­ло два - сле­ва и спра­ва от вен­ти­ля­то­ра. На тан­ках пер­вых вы­пус­ков в зад­нем лис­те кры­ши баш­ни име­лось от­вер­стие для вво­да ан­тен­ны с при­ва­рен­ной бро­ни­ров­кой. У ма­шин по­сле­дую­щих вы­пус­ков это от­вер­стие за­ва­ри­ва­лось, а поз­же про­сто не вы­пол­ня­лось, так как ра­дио­ап­па­ра­ту­ру вме­сте с ан­тен­ным вво­дом пе­ре­не­сли из ни­ши баш­ни в но­со­вую часть кор­пу­са (с пра­вой сто­ро­ны по хо­ду тан­ка). В ли­тых баш­нях кры­ша и дни­ще ни­ши вва­ри­ва­лись после пред­ва­ри­тель­ной об­ра­бот­ки баш­ни. Ос­но­ва­ния боко­вых смот­ро­вых при­бо­ров отли­ва­лись заод­но с кор­пу­сом баш­ни. Зад­ний съем­ный лист ни­ши был вы­пол­нен заод­но с кор­пу­сом баш­ни и ос­та­вал­ся таким же, как и в свар­ной баш­не. Ша­ри­ко­вая опора баш­ни со­стоя­ла из двух па­го­нов - верх­не­го, ниж­не­го, ша­ри­ков, се­па­ра­тор­но­го кольца, за­хва­тов, двух саль­ни­ко­вых колец и пре­до­хра­ни­тель­ных ко­жухов. Верх­ний и ниж­ний по­го­ны пред­став­ля­ли собой сталь­ные коль­ца фи­гур­но­го сече­ния, имев­шие ка­нав­ку для ша­ри­ков. Ниж­ний по­гон так­же пред­став­лял собой сталь­ное коль­це) фи­гур­но­го сече­ния, имею­щее с на­руж­ной сто­ро­ны канав­ку для ша­ри­ков. С внут­рен­ней сто­ро­ны ниж­не­го пого­на были на­ре­за­ны зубья, с ко­то­ры­ми входи­ла в за­це­п­ле­ние шестер­ня меха­низ­ма пово­ро­та башни. На по­верх­но­сти пого­на были на­не­се­ны деле­ния, со­от­вет­ст­вую­щие де­сяти ты­сяч­ных дис­тан­ции (0-10), ис­поль­зуе­мые для ве­де­ния огня с за­кры­тых пози­ций. Во­семь за­хва­тов кре­пи­лись к верх­не­му пого­ну вин­та­ми. Сво­ими вы­сту­па­ми захва­ты захо­ди­ли за кром­ку ниж­не­го пого­на и удер­жи­ва­ли башню при оп­ро­ки­ды­ва­нии тан­ка. К пе­ред­не­му лево­му зах­ва­ту, рас­по­ло­жен­но­му бли­же к про­доль­ной оси баш­ни, при­ва­ри­вал­ся кронштейн пе­да­ли нож­но­го спус­ка. В зад­нем за­хва­те уста­нав­ли­вал­ся сто­пор баш­ни. Пре­до­хра­ни­тель­ные ко­жухи, из­го­тов­лен­ные из лис­то­вой ста­ли, кре­пи­лись к верх­не­му пого­ну вин­та­ми. Защит­ные кожу­хи пред­на­зна­ча­лись для за­щи­ты зубь­ев по­го­на от гря­зи и пре­до­хра­не­ния экипа­жа от по­вре­ж­де­ний о зубья по­го­на. На верх­нем по­го­не рас­по­ла­га­лись пять ко­жу­хов. В ко­жу­хе, рас­по­ло­жен­ном слева, бы­ла сде­ла­на стрел­ка-у­ка­за­тель для де­ле­ний, сде­лан­ных на ниж­нем по­го­не. Баш­ня вра­ща­лась вок­руг сво­ей вер­ти­каль­ной оси с по­мо­щью меха­низ­ма пово­ро­та башни, рас­по­ло­жен­но­го с левой сто­ро­ны от ору­дия. Ме­ха­низм пово­ро­та башни имел руч­ной и элек­три­че­ский приво­ды. При поль­зо­ва­нии ручным при­во­дом ско­рость по­во­ро­та башни за­ви­се­ла только от ско­ро­сти вра­ще­ния махо­ви­ка, элек­три­че­ским - от чис­ла обо­ро­тов элек­тро­мо­то­ра. Оборо­ты элек­тро­мо­то­ра ориен­ти­ро­воч­но де­лились на три сту­пе­ни. Каж­дая сту­пень обо­ро­тов элек­тро­мо­то­ра со­от­вет­ст­во­ва­ла сле­дую­щим зна­че­ни­ям: 1 сту­пень - 2,1 об/мин, 2 сту­пень - 3,61 об/мин, 3 сту­пень - 4,2 об/мин. С по­мо­щью меха­низ­ма пово­ро­та башня мог­ла вра­щать­ся и по, и про­тив ча­со­вой стрел­ки. По обе­им сто­ро­нам пуш­ки в баш­не ус­та­нав­ли­ва­лись два, имев­ших оди­на­ко­вое устрой­ст­во, сиде­нья, ре­гу­ли­руе­мые по вы­со­те и по­во­ра­чи­ваю­щие­ся в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти. К си­день­ям кре­пи­лись рем­ни, пре­до­хра­няю­щие экипаж от уши­бов при пре­одо­ле­нии препят­ст­вий. В зад­нем за­хва­те, рас­по­ло­жен­ном ме­жду спин­ка­ми сиде­ний уста­нав­ли­вал­ся сто­пор баш­ни, по­зво­ляю­щий фикси­ро­вать башню в лю­бом по­ло­же­нии. В 1942 го­ду бы­ла вве­де­на баш­ня так на­зы­вае­мой «улуч­шен­ной» фор­мы, бо­лее близ­кая по сво­им очер­та­ни­ям к пра­виль­но­му шес­ти­гран­ни­ку. Эта баш­ня вы­пол­ня­лась как ли­той, так и штам­по­ван­ной. Пе­ред­няя на­клон­ная стен­ка баш­ни име­ла пря­мо­уголь­ный вы­рез для мон­та­жа воо­ру­же­ния. Сна­ру­жи вы­рез за­кры­вал­ся бро­не­вым ло­бо­вым щи­том, кре­пив­шим­ся к баш­не бол­та­ми. На бо­ко­вых стен­ках баш­ни бы­ли про­ре­за­ны две смот­ро­вые ще­ли, обо­ру­до­ван­ные смот­ро­вы­ми при­бо­ра­ми. В зад­ней стен­ке ни­ши на­хо­ди­лось от­вер­стие для кре­п­ле­ния при­спо­соб­ле­ния про­вер­ки от­ка­та и на­ка­та ком­прес­со­ра пуш­ки. От­вер­стие за­кры­ва­лось за­глуш­кой, ко­то­рая из­нут­ри баш­ни фик­си­ро­ва­лась гай­кой. В час­ти тан­ков вы­пус­ка 1943 го­да под смот­ро­вы­ми ще­ля­ми име­лись от­вер­стия для стрель­бы из ре­воль­ве­ра, за­кры­вав­шие­ся за­глуш­ка­ми. Кры­ша баш­ни пред­став­ля­ла со­бой пло­ский бро­не­вой лист. В пе­ред­ней ле­вой час­ти кры­ши на­хо­ди­лось от­вер­стие для пе­ри­ско­пи­че­ско­го при­це­ла. На ко­ман­дир­ских тан­ках в пе­ред­ней пра­вой час­ти кры­ши пре­ду­смат­ри­ва­лось от­вер­стие для ко­ман­дир­ской па­но­ра­мы. В сред­ней час­ти кры­ши бы­ло обо­ру­до­ва­но два круг­лых лю­ка для вхо­да и вы­хо­да эки­па­жа. Ме­ж­ду ни­ми раз­ме­ща­лась съем­ная пе­ре­мыч­ка, по­зво­ляв­шая вы­ни­мать че­рез лю­ки бор­то­вые то­п­лив­ные ба­ки, не сни­мая баш­ни. В зад­ней час­ти кры­ши на­хо­дил­ся люк для вен­ти­ля­ции, за­кры­тый бро­не­вым кол­па­ком. С ле­та 1943 го­да у ря­да тан­ков на ле­вом лю­ке ус­та­нав­ли­ва­лась ко­ман­дир­ская ба­шен­ка ци­лин­д­ри­че­ской фор­мы с пя­тью смот­ро­вы­ми ще­ля­ми с за­щит­ны­ми стек­ла­ми. Во вра­щав­шей­ся на ша­ри­ко­вой опо­ре кры­ше ба­шен­ки имел­ся люк, за­кры­вав­ший­ся двух­створ­ча­той крыш­кой с от­вер­сти­ем для смот­ро­во­го при­бо­ра в од­ной из ство­рок. Тан­ки с ко­ман­дир­ской ба­шен­кой съем­ной пе­ре­мыч­ки в кры­ше баш­ни не име­ли. Вооружение. На тан­ках Т-34 ран­них вы­пус­ков ус­та­нав­ли­ва­лась 76-мм пуш­ка обр. 1938/39 г. Л-11 с дли­ной ство­ла 30,5 ка­либ­ра и на­чаль­ной ско­ро­стью бро­не­бой­но­го сна­ря­да - 612 м/с. Вер­ти­каль­ная на­вод­ка - от -5° до +25°. Прак­ти­че­ская ско­ро­стрель­ность в ус­ло­ви­ях тан­ка - 1-2 выстр./мин. Пуш­ка име­ла вер­ти­каль­ный кли­но­вой по­лу­ав­то­ма­ти­че­ский за­твор с уст­рой­ст­вом для от­клю­че­ния по­лу­ав­то­ма­ти­ки, так как в пред­во­ен­ные го­ды ру­ко­во­дство ГАБ­ТУ счи­та­ло, что по­лу­ав­то­ма­ти­ки в тан­ко­вых пуш­ках быть не долж­но (из-за за­га­зо­ван­но­сти бое­во­го от­де­ле­ния). Осо­бен­но­стью пуш­ки Л-11 яв­ля­лись ори­ги­наль­ные про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва, в ко­то­рых жид­кость ком­прес­со­ра не­по­сред­ст­вен­но кон­так­ти­ро­ва­ла с воз­ду­хом на­кат­ни­ка. Пуш­ка и спа­рен­ный с ней пу­ле­мет уста­нав­ли­ва­лись в маску и име­ли об­щие при­бо­ры и ме­ха­низ­мы прице­ли­ва­ния и наве­де­ния. Для пре­до­хра­не­ния ручно­го подъ­ем­но­го меха­низ­ма сектор­но­го типа от ди­на­ми­че­ских на­гру­зок, на пра­вой ще­ке кре­п­ле­ния маски в кор­пу­се баш­ни был ус­та­нов­лен стопор по­ход­но­го поло­же­ния пушки, ко­то­рый обес­пе­чи­вал стопо­ре­ние орудия при ну­ле­вом угле воз­вы­ше­ния. Для ве­де­ния стрель­бы из пуш­ки бы­ли пре­ду­смот­ре­ны ручной и нож­ной спус­ки. Из пу­ле­ме­та, уста­нов­лен­но­го в маске, при сня­тии его со сто­по­ра мож­но бы­ло вес­ти не­за­ви­си­мую стрель­бу в сек­то­рах по вер­ти­ка­ли ±5° и по го­ри­зон­та­ли ±4,5°. С мар­та 1941 го­да на Т-34 ус­та­нав­ли­ва­лась 76-мм пуш­ка обр. 1940 г. Ф-34 с дли­ной ство­ла 41,5 ка­либ­ра. Мас­са пуш­ки 1155 кг. Пре­дель­ная дли­на от­ка­та 390 мм, вер­ти­каль­ная на­вод­ка от -5°30' до +26°48'. За­твор кли­но­вой, с по­лу­ав­то­ма­ти­кой ме­ха­ни­че­ско­го ко­пир­но­го ти­па. Про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва пуш­ки со­стоя­ли из гид­рав­ли­че­ских тор­мо­за от­ка­та и на­кат­ни­ка и рас­по­ла­га­лись под ство­лом. Вы­стрел из пуш­ки про­из­во­дил­ся с по­мо­щью нож­но­го и руч­но­го ме­ха­ни­че­ских спус­ков. Пуш­ка Ф-34 два­ж­ды мо­дер­ни­зи­ро­ва­лась. В хо­де пер­во­го усо­вер­шен­ст­во­ва­ния бы­ли из­ме­не­ны за­твор и по­лу­ав­то­ма­ти­ка с ко­пир­ным уст­рой­ст­вом, спус­ко­вые ме­ха­низ­мы, уп­разд­не­ны ком­пен­са­тор в тор­мо­зе от­ка­та, пре­до­хра­ни­тель для за­пи­ра­ния за­тво­ра по-по­ход­но­му и ско­ба с бу­фе­ром. При вто­рой - вме­сто ство­ла со сво­бод­ной тру­бой ус­та­но­ви­ли ство­л-мо­ноб­лок с ка­зен­ни­ком, со­еди­няв­шим­ся с тру­бой с по­мо­щью муф­ты. Танк воо­ру­жал­ся дву­мя 7,62-мм пу­ле­ме­та­ми ДТ, один из них был спа­рен с пуш­кой, дру­гой смон­ти­ро­ван в ша­ро­вой ус­та­нов­ке в ло­бо­вом лис­те кор­пу­са. Для ве­де­ния стрель­бы из пуш­ки Л-11 при­ме­ня­лись те­ле­ско­пи­че­ский при­цел ТОД-6 и пе­ри­ско­пи­че­ский па­но­рам­ный при­цел ПТ-6. Те­ле­ско­пи­че­ский при­цел ТОД-6 рас­по­ла­гал­ся с левой сто­ро­ны от пуш­ки. Пе­ри­ско­пи­че­ский при­цел ПТ-6 ус­та­нав­ли­вал­ся в броне­вом ста­ка­не с ле­вой сто­ро­ны от пуш­ки в пе­ред­нем лис­те кры­ши баш­ни. Для стрель­бы из пуш­ки Ф-34 - те­ле­ско­пи­че­ский при­цел ТОД-7 и пе­ри­ско­пи­че­ский па­но­рам­ный при­цел ПТ-7, впо­след­ст­вии за­ме­нен­ные на те­ле­ско­пи­че­ский при­цел ТМФД-7 и пе­ри­ско­пи­че­ский па­но­рам­ный при­цел ПТ-4-7. На час­ти тан­ков по­ми­мо штат­но­го пе­ри­ско­пи­че­ско­го при­це­ла ус­та­нав­ли­ва­лась ко­ман­дир­ская па­но­ра­ма ПТ-К. Для ве­де­ния ог­ня с за­кры­тых по­зи­ций с 1943 го­да пуш­ка Ф-34 вы­пус­ка­лась с бо­ко­вым уров­нем, ук­ре­п­лен­ным на люль­ке. Для стрель­бы из пу­шек Л-11 и Ф-34 при­ме­ня­лись уни­тар­ные па­тро­ны от ди­ви­зи­он­ных пу­шек обр. 1902/30 г. и обр. 1939 г. и от пол­ко­вой пуш­ки обр. 1927 г.: с ос­ко­лоч­но-фу­гас­ной даль­но­бой­ной гра­на­той (сталь­ной ОФ-350 и ста­ли­сто­го чу­гу­на ОФ-350А) и взры­ва­те­лем КТМ-1; с фу­гас­ной гра­на­той ста­ро­го рус­ско­го об­раз­ца (Ф-354) и взры­ва­те­ля­ми КТ-3, КТМ-3 или 3ГТ; с бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щим сна­ря­дом (БР-350А, БР-350Б, Р-350СП) и взры­ва­те­лем МД-5; с бро­не­про­жи­гаю­щим сна­ря­дом (БП-353А) и взры­ва­те­лем БМ; с пу­ле­вой шрап­не­лью (Ш-354 и Ш-354Т) и шрап­не­лью Гарт­ца (Ш-354Г), с труб­ка­ми - 22-секундной или Т-6; со стерж­не­вой шрап­не­лью (Ш-361) и труб­кой Т-3УГ; с кар­те­чью (Ш-350). В ок­тяб­ре 1943 го­да был при­нят на воо­ру­же­ние и стал вклю­чать­ся в бое­ком­плект тан­ка Т-34 уни­тар­ный па­трон с под­ка­ли­бер­ным бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щим сна­ря­дом (БР-354П). В тан­ках 1940-1942 го­да вы­пус­ка бое­ком­плект со­сто­ял из 77 вы­стре­лов, ко­то­рые ук­ла­ды­ва­лись на по­лу бое­во­го от­де­ле­ния и на его стен­ках. На по­лу тан­ка ус­та­нав­ли­ва­лись 20 вы­со­ких (на 3 вы­стре­ла) и 4 низ­ких (на 2 вы­стре­ла) че­мо­да­на - все­го 68 сна­ря­дов. На стен­ках бое­во­го от­де­ле­ния раз­ме­ща­лись 9 вы­стре­лов: на пра­вой сто­ро­не - 3, в об­щей го­ри­зон­таль­ной ук­лад­ке, и на ле­вой - 6, в двух го­ри­зон­таль­ных ук­лад­ках по 3 вы­стре­ла. В тан­ках 1942-1944 го­да вы­пус­ка с «улуч­шен­ной» баш­ней бое­ком­плект со­сто­ял из 100 вы­стре­лов (бро­не­бой­ных - 21, ос­ко­лоч­но-фу­гас­ных - 75, под­ка­ли­бер­ных - 4). Для ук­лад­ки вы­стре­лов на по­лу бое­во­го от­де­ле­ния бы­ло обо­ру­до­ва­но 8 ящи­ков на 86 вы­стре­лов. Ос­таль­ные 14 вы­стре­лов раз­ме­ща­лись так: 2 бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щих - в кас­се­тах на крыш­ке ящи­ка в пра­вом зад­нем уг­лу бое­во­го от­де­ле­ния, 8 ос­ко­лоч­но-фу­гас­ных - на ле­вом бор­ту бое­во­го от­де­ле­ния и 4 под­ка­ли­бер­ных - в кас­се­тах на пра­вом бор­ту. Бое­ком­плект пу­ле­ме­тов пер­во­на­чаль­но со­сто­ял из 2898 па­тро­нов (46 дис­ков). У тан­ков ран­них вы­пус­ков, не имев­ших ра­дио­стан­ции, он вклю­чал 4725 па­тро­нов (75 дис­ков). В Т-34 с «улуч­шен­ной» баш­ней раз­ме­ща­лось 3150 па­тро­нов к пу­ле­ме­там (50 дис­ков). В бое­вом от­де­ле­нии ук­ла­ды­ва­лись один пис­то­ле­т-пу­ле­мет ППШ, 4 ма­га­зи­на к не­му и 25 руч­ных гра­нат Ф-1. Двигатель и трансмиссия. На тан­ках Т-34 ус­та­нав­ли­вал­ся 12-цилиндровый че­ты­рех­такт­ный бес­ком­прес­сор­ный ди­зель В-2 во­дя­но­го охла­ж­де­ния, с не­по­сред­ст­вен­ным впрыском то­п­ли­ва. Номи­наль­ная мощ­ность дви­га­те­ля - 450 л.с. при 1750 об/мин, экс­плуа­та­ци­он­ная - 400 л.с. при 1700 об/мин, мак­си­маль­ная - 500 л.с. при 1800 об/мин. Диа­метр ци­лин­д­ра 150 мм. Ци­лин­д­ры рас­по­ла­га­лись V-образно под уг­лом 60°. Сте­пень сжа­тия 14-15. Ход порш­ней ле­вой груп­пы - 180 мм, пра­вой - 186,7 мм. Мас­са су­хо­го дви­га­те­ля с элек­тро­ге­не­ра­то­ром без вы­хлоп­ных кол­лек­то­ров 750 кг. Дви­га­тель уста­нав­ли­вал­ся вдоль про­доль­ной оси кор­пу­са тан­ка на под­мо­тор­ной раме на че­ты­рех лапах, от­ли­тых заод­но с верх­ней по­ло­ви­ной карте­ра и кре­пил­ся к ней во­се­мью бол­та­ми. На дви­га­те­ле уста­нав­ли­ва­лись: то­пли­во­под­ка­чи­ваю­щий на­сос, то­п­лив­ный фильтр, то­п­лив­ный насос НК-1, то­п­ли­во­про­вод вы­соко­го дав­ле­ния и фор­сун­ки, ус­та­нов­лен­ные в верх­них стен­ках го­ло­вок бло­ка ци­лин­д­ров, мас­ля­ный воз­ду­хо­очи­сти­тель, масля­ный насос и мас­ля­ный фильтр. То­п­ли­во - ди­зель­ное, мар­ки ДТ или га­зойль мар­ки «Э» по ОСТ 8842; по­да­ва­лось при­ну­ди­тель­но, с по­мо­щью две­на­дца­ти­п­лун­жер­но­го то­п­лив­но­го на­со­са НК-1. В то­п­лив­ную систе­му Т-34 ран­них вы­пус­ков вхо­ди­ло шесть то­п­лив­ных баков, рас­по­ло­жен­ных внутри кор­пу­са тан­ка. Пе­ред­ние баки, пра­вые и ле­вые, ус­та­нав­ли­ва­лись в боевом от­де­ле­нии около бор­тов по­пар­но - верх­ний и ниж­ний. Ем­кость ка­ж­дой пары, ра­бо­тав­шей как один бак, со­став­ля­ла 160 л (верх­не­го - 105 л, ниж­не­го - 55 л). Кор­мо­вые баки ус­та­нав­ли­ва­лись в корме тан­ка око­ло бор­тов. Ем­кость ка­ж­до­го из кор­мо­вых баков - 86 л. За­пра­воч­ная емкость всех то­п­лив­ных баков со­став­ля­ла 460 л. Кро­ме то­го, на на­клон­ных лис­тах бор­тов кор­пу­са сна­ру­жи кре­пи­лось четы­ре бач­ка ем­ко­стью по 33,5 л ка­ж­дый. К кон­цу ле­та 1943 го­да чис­ло то­п­лив­ных ба­ков до­ве­ли до вось­ми, а их ем­кость воз­рос­ла до 545 л. Вме­сто че­ты­рех бор­то­вых ста­ли ус­та­нав­ли­вать два кор­мо­вых ба­ка пря­мо­уголь­ной фор­мы, а с 1943 го­да - два ци­лин­д­ри­че­ских ба­ка ем­ко­стью по 90 л с ка­ж­до­го бор­та. На­руж­ные то­п­лив­ные ба­ки к сис­те­ме пи­та­ния дви­га­те­ля не под­клю­ча­лись. Сис­те­ма смаз­ки - цир­ку­ля­ци­он­ная, под дав­ле­ни­ем. Цир­ку­ля­цию мас­ла обес­пе­чи­вал шес­те­рен­ча­тый трех­сек­ци­он­ный мас­ля­ный на­сос. Ем­кость внут­рен­них мас­ля­ных ба­ков 76 л. Сис­те­ма ох­ла­ж­де­ния - жид­ко­ст­ная, за­кры­тая, с при­ну­ди­тель­ной цир­ку­ля­ци­ей. Ра­диа­то­ров - два, труб­ча­тых, ус­та­нов­лен­ных по обе сто­ро­ны от дви­га­те­ля с на­кло­ном в его сто­ро­ну, об­щей ем­ко­стью 90-95 л. Цен­тро­беж­ный венти­ля­тор систе­мы охла­ж­де­ния ус­та­нав­ли­вал­ся на ма­хо­ви­ке двига­те­ля (глав­ном фрик­цио­не). Для очи­ст­ки воз­ду­ха, по­сту­пав­ше­го в ци­лин­д­ры дви­га­те­ля, на тан­ке Т-34 ус­та­нав­ли­вал­ся воз­ду­хо­очи­сти­тель ти­па «По­мон», а с ян­ва­ря 1943 го­да - два воз­ду­хо­очи­сти­те­ля ти­па «Ци­клон». Пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­лял­ся элек­тро­стар­те­ром СТ-700 мощ­но­стью 15 л.с. или сжа­тым воз­ду­хом (два бал­ло­на раз­ме­ща­лись в от­де­ле­нии управ­ле­ния). В со­став транс­мис­сии тан­ка вхо­ди­ли: глав­ный фрик­ци­он сухо­го тре­ния (сталь по ста­ли); ко­роб­ка пере­дач; бор­то­вые фрик­цио­ны с тор­мо­за­ми и бор­то­вые редук­то­ры. Много­ди­ско­вый главный фрик­ци­он сухо­го тре­ния сталь по ста­ли ус­та­нав­ли­вал­ся на нос­ке ко­лен­ча­то­го ва­ла дви­га­те­ля. Он имел 8 ве­ду­щих и 10 ве­до­мых дис­ков. Ко­роб­ка пере­дач тан­ка - двух­валь­ная трех­хо­до­вая четы­рех­ско­ро­ст­ная с над­виж­ны­ми шес­тер­ня­ми (с мар­та 1942 го­да - пя­ти­ско­ро­ст­ная, с по­сто­ян­ным за­це­п­ле­ни­ем шес­те­рен), име­ла че­ты­ре пере­да­чи для дви­же­ния впе­ред и од­ну пе­ре­да­чу задне­го хода. Ко­роб­ка пере­дач была вы­пол­не­на без пря­мой пе­ре­да­чи с рас­по­ло­же­ни­ем ва­лов в од­ной го­ри­зон­таль­ной плоско­сти. Она име­ла алю­ми­ние­вый картер, со­стоя­щий из двух по­ло­вин. В пе­ред­ней час­ти верх­ней по­ло­ви­ны карте­ра на гор­ло­ви­не на спе­ци­аль­ной площад­ке уста­нав­ли­вал­ся электро­стар­тер. Бор­то­вые фрик­цио­ны уста­нав­ли­ва­лись на кон­цах глав­но­го вала ко­роб­ки пере­дач. Веду­щие дис­ки бор­то­во­го фрик­цио­на были взаи­мо­за­ме­няе­мы­ми с ве­до­мы­ми дис­ка­ми глав­но­го фрик­цио­на и с ве­ду­щи­ми диска­ми бор­то­во­го фрик­цио­на тан­ков БТ-7 и БТ-7М. Бор­то­вые фрик­цио­ны мно­го­дис­ко­вые, су­хие (сталь по ста­ли). Для ос­та­нов­ки и по­во­ро­та танка на на­руж­ных бара­ба­нах борто­вых фрик­цио­нов уста­нав­ли­ва­лись два пла­ваю­щих лен­точ­ных тор­мо­за, из­го­тов­лен­ные из лис­то­вой ста­ли с на­клад­ка­ми ферро­до. Для управ­ле­ния бор­то­вы­ми фрик­цио­на­ми и тор­мо­за­ми исполь­зо­вал­ся ручной при­вод (ры­ча­ги управ­ле­ния), обес­пе­чи­вав­ший по­во­рот тан­ка и нож­ной при­вод (пе­даль) - для тор­мо­же­ния танка. Для об­лег­че­ния управ­ле­ния тан­ком при­вод имел урав­но­ве­ши­ваю­щее уст­рой­ст­во. Ме­ж­ду бор­то­вы­ми фрик­цио­на­ми и ве­ду­щи­ми коле­са­ми в кор­мо­вой час­ти тан­ка рас­по­ла­га­лись борто­вые редук­то­ры, пред­став­ляв­шие собой од­но­сту­пен­ча­тые по­нижаю­щие пере­да­чи, и обес­пе­чи­ваю­щие по­сто­ян­ное уве­ли­че­ние момен­та на ве­ду­щих коле­сах тан­ка. В ве­ду­щей час­ти ле­во­го бор­то­во­го редук­то­ра был ус­та­нов­лен привод спи­до­мет­ра. В со­став хо­до­вой час­ти вхо­ди­ли гусе­нич­ный движи­тель и под­вес­ка. Веду­щие коле­са рас­по­ла­га­лись на шли­цах ве­до­мых валов бор­то­вых редук­то­ров и кре­пи­лись на ва­лах с по­мо­щью спе­ци­аль­ных колец. Глав­ны­ми час­тя­ми веду­ще­го коле­са явля­лись: сту­пи­ца с бро­не­вой крыш­кой, два дис­ка, на ко­то­рые нап­рес­со­вы­ва­лись и прива­ри­ва­лись стальные бан­да­жи, шесть ро­ли­ков с ше­стью ося­ми и втул­ка­ми. Каж­дая из двух гусениц сос­тоя­ла из 74 тра­ков и 148 паль­цев. Ши­ри­на гу­се­ни­цы 550 мм. Тра­ки - 37 пло­ских и 37 греб­не­вых (У ма­шин вы­пус­ка 1942-1946 го­дов гу­се­ни­цы со­стоя­ли из 72 тра­ков ши­ри­ной 500 мм, шаг тра­ка 172 мм. Мас­са од­ной гу­се­ни­цы 1150 кг) - от­ли­ва­лись из вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ной ста­ли и под­вер­га­лись специ­аль­ной термо­об­ра­бот­ке. Осе­вое пе­ре­ме­ще­ние пальцев в про­уши­нах тра­ков ог­ра­ни­чи­ва­лось за­клеп­ка­ми, встав­лен­ны­ми в от­вер­стия край­них про­ушин греб­не­вых тра­ков. Внеш­няя по­верх­ность тра­ков име­ла реб­ра же­ст­ко­сти, обра­зую­щие посто­ян­ную шпору, уве­ли­чи­ваю­щую сцепле­нию гусе­ни­цы с грун­том. На тан­ке име­лись до­ба­воч­ные съем­ные грун­то­за­це­пы (шпо­ры), пред­став­ляю­щие собой ли­той уголь­ник с дву­мя от­вер­стия­ми, кре­пя­щий­ся на тра­ке дву­мя бол­та­ми, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся в слу­чае дви­же­ния тан­ка по сла­бым грун­там и об­ле­де­не­лым до­ро­гам. Съем­ные шпо­ры ус­та­нав­ли­ва­лись че­рез три тра­ка на чет­вер­том. На­прав­ляю­щие коле­са с ме­ха­низ­ма­ми на­тя­же­ния рас­по­ла­га­лись в перед­ней час­ти тан­ка (спра­ва и сле­ва). Ос­нов­ны­ми дета­ля­ми направ­ляю­ще­го ко­ле­са яв­ля­лись: кор­пус ко­ле­са с об­ре­зи­нен­ным банда­жом, кри­во­шип и на­тяж­ной меха­низм. Кор­пус ко­ле­са пред­став­лял собой сталь­ную фи­гур­ную отлив­ку с на­прес­со­ван­ны­ми дву­мя об­ре­зи­нен­ны­ми стальны­ми бан­да­жа­ми. Натя­же­ние гусе­ни­цы осуще­ст­в­ля­лось по­воро­том кри­во­ши­па при вра­ще­нии чер­вяч­ной пары ме­ха­низ­ма натя­же­ния. Опор­ные кат­ки мон­ти­ро­ва­лись на осях, впрес­со­ван­ных в ба­лан­си­ры. По сво­ей кон­ст­рук­ции балан­си­ры перед­них кат­ков от­ли­ча­ют­ся от ос­таль­ных рас­по­ло­же­ни­ем ры­чага под­вес­ки. Балан­си­ры перед­них кат­ков обо­их бор­тов со все­ми мон­ти­руе­мы­ми на них де­та­ля­ми были взаи­мо­за­ме­няе­мы только ме­ж­ду собой. Ба­лан­си­ры осталь­ных опор­ных кат­ков из­го­тов­ле­ны от­дель­но от сво­их осей. Ось ба­лан­си­ра опира­ет­ся в тру­бе кор­пу­са на две брон­зо­вые втул­ки. От осе­вых сме­ще­ний балан­си­ры удер­жи­ва­ют­ся струна­ми, стя­ги­ваю­щи­ми ба­лан­си­ры обо­их бор­тов при по­мо­щи гаек. Ба­лан­си­ры в сбо­ре взаи­мо­за­ме­няе­мы только с ба­лан­си­ра­ми од­но­го бор­та (пра­во­го или ле­во­го). Опор­ный ка­ток со­сто­ит из сту­пи­цы, двух дис­ков с об­ре­зи­нен­ны­ми бан­да­жа­ми и двух под­шип­ни­ков. С на­руж­ной сто­ро­ны сту­пи­ца зак­ры­ва­ет­ся броне­вым кол­па­ком, ко­то­рый кре­пит­ся пятью бол­та­ми. Дис­ки кат­ка име­ют 12 от­вер­стий для стя­ги­ваю­щих болтов. Ка­ток за­кре­п­ля­ет­ся на оси с по­мо­щью гай­ки со сто­по­ром. Вели­чи­на хода кат­ков: для пер­во­го - 75 мм, для вто­ро­го, чет­вер­то­го и пя­то­го - 115 мм и для третье­го - 90 мм. Ход кат­ков ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся што­ками под­ве­сок и гу­се­нич­ной лентой, за ис­клю­че­ни­ем пе­ред­них кат­ков, ход ко­то­рых огра­ни­чи­вал­ся ре­зино­вы­ми амор­ти­за­то­ра­ми, на­хо­див­ши­ми­ся внутри кор­пу­са под под­вес­ка­ми. Диаметр кат­ков 830 мм. Опор­ные кат­ки, вы­пус­кав­шие­ся раз­ны­ми за­во­да­ми, су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­лись по кон­ст­рук­ции и внеш­не­му ви­ду: ли­тые или штам­по­ван­ные, с ре­зи­но­вы­ми бан­да­жа­ми или с внут­рен­ней амор­ти­за­ци­ей (ле­том 1942 го­да СТЗ вы­пус­кал кат­ки во­об­ще без амор­ти­за­ции). Кор­пус тан­ка опи­рал­ся на кат­ки при по­мо­щи деся­ти узлов под­вес­ки. Узлы под­вес­ки перед­них кат­ков бы­ли со­став­ле­ны из двух вин­то­вых пру­жин, встав­лен­ных одна в дру­гую. В уз­лах под­вес­ки осталь­ных опор­ных кат­ков пру­жи­ны рас­по­ла­га­лись од­на над дру­гой. Уз­лы под­вес­ки перед­них опор­ных кат­ков рас­по­ла­га­лись в перед­ней час­ти внут­ри кор­пу­са и бы­ли за­щи­ще­ны сталь­ны­ми кожу­ха­ми. Каждый узел под­вес­ки сос­то­ял из двух вин­то­вых пру­жин (внут­рен­няя пру­жи­на встав­ля­лась в на­руж­ную), што­ка с про­уши­ной, ре­гу­ли­ро­воч­но­го ста­кана, на­прав­ляю­ще­го кольца, опо­ры на­руж­ной пру­жи­ны. Узлы под­вес­ки 2, 3, 4 и 5 опор­ных кат­ков рас­по­ла­га­лись внутри кор­пу­са тан­ка на­клон­но в спе­ци­аль­ных шахтах, вва­рен­ных в кор­пус. Ос­нов­ны­ми дета­ля­ми узла под­вес­ки были: две вин­то­вые пру­жи­ны, рас­по­ло­жен­ные од­на над дру­гой, шток, ре­гу­ли­ро­воч­ный ста­кан, гай­ка и на­прав­ляю­щая втул­ка. Все де­та­ли узлов под­ве­сок 2, 3, 4 и 5 опор­ных кат­ков бы­ли взаи­мо­за­ме­няе­мы. Уз­лы под­вес­ки перед­них опор­ных кат­ков бы­ли взаи­мо­за­ме­няе­мы только ме­ж­ду собой. В элек­тро­обо­ру­до­ва­ние тан­ка вхо­ди­ли: ис­точ­ни­ки и по­тре­би­те­ли электри­че­ской энер­гии; кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ные при­боры; ком­му­та­ци­он­ная и вспо­мо­га­тель­ная ап­па­ра­ту­ра, а так­же элек­три­че­ская борто­вая сеть. Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние вы­пол­не­но по од­но­про­вод­ной схе­ме. Ос­нов­ным источ­ни­ком элек­три­че­ской энер­гии тан­ка яв­лял­ся гене­ра­тор ГТ-4563А мощ­но­стью 1 кВт, ко­то­рый уста­нав­ли­вал­ся с правой сто­ро­ны дви­га­те­ля на двух крон­штей­нах (ла­пах) кар­те­ра дви­га­те­ля. На по­лу мо­тор­но­го отде­ле­ния, по обе­им сто­ро­нам дви­га­те­ля, на спе­ци­аль­ных крон­штей­нах были ус­та­нов­ле­ны по две ак­ку­му­ля­тор­ные ба­тареи 6-СТЭ-128 ем­ко­стью 128 А·ч ка­ж­дая, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ли электро­энер­ги­ей электро­пот­ре­би­те­ли тан­ка при не­ра­бо­таю­щем двига­те­ле. Акку­му­ля­тор­ные ба­тареи име­ли сме­шан­ное (па­рал­лель­но-пос­ле­до­ва­тель­ное) со­едине­ние меж­ду собой. Ре­ле-ре­гу­ля­тор РРТ-4576А был смон­ти­ро­ван на двух амор­ти­за­то­рах слева от си­де­ния води­те­ля, выше щит­ка элек­тро­при­бо­ров. Основ­ные пот­ре­би­те­ли электри­че­ской энер­гии тан­ка рас­по­ла­га­лись: стар­тер СТ-700 - в спе­ци­аль­ном ложе, ус­та­нов­лен­ном на гор­ло­ви­не короб­ки пере­дач; пус­ко­вое реле стар­те­ра РС-371 - на крон­штей­не, при­ва­рен­ном к штам­по­ван­ной крыш­ке над шес­тер­ней зад­не­го хода ко­роб­ки пере­дач; элек­тро­дви­га­тель ме­ха­низ­ма пово­ро­та башни МБ-20 - в ло­же на по­во­рот­ном меха­низ­ме башни; элек­тро­дви­га­тель венти­ля­то­ра МВ-12 - в верх­нем пра­вом уг­лу на пе­ре­го­род­ке боево­го и мо­тор­но­го отде­ле­ний. Звуко­вой элек­тро­сиг­нал ГФ-4702 ус­та­нав­ли­вал­ся внутри тан­ка сле­ва от во­ди­те­ля, на шах­те под­вес­ки вто­ро­го опор­но­го кат­ка. В пе­ред­ней час­ти тан­ка на ло­бо­вом бро­не­вом лис­те, на спе­ци­аль­ных крон­штей­нах, кре­пи­лись две пе­ред­ние фары. В зад­ней час­ти тан­ка на го­ри­зон­таль­ном кормо­вом бро­не­вом лис­те, под сет­кой жа­лю­зи, кре­пил­ся зад­ний фо­нарь с двух­цвет­ным стек­лом (крас­но­го и си­не­го цве­та). Сле­ва от ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля на двух ре­зи­но­вых амор­ти­за­то­рах крепил­ся щиток элек­тро­при­бо­ров. Распре­де­ли­тель­ный щи­ток в баш­не был же­ст­ко зак­ре­п­лен на двух бон­ках (на стен­ке баш­ни) спра­ва от пуш­ки и пред­на­зна­чал­ся для рас­пре­де­ле­ния пи­та­ния ап­па­ра­тов пере­го­вор­но­го уст­рой­ст­ва, ламп ноч­но­го осве­ще­ния прице­ла ПТ-6, пла­фо­на баш­ни, ламп днев­но­го осве­ще­ния прице­лов ПТ-6 и ТОП-6, лам­пы ос­ве­ще­ния угло­ме­ра. Ава­рий­ный щиток ус­та­нав­ли­вал­ся справа от си­де­ния стрел­ка-ра­ди­ста, на шах­те под­вес­ки вто­ро­го кат­ка и пред­на­зна­чал­ся для ос­ве­ще­ния боево­го отде­ле­ния танка. Щи­ток бло­ка за­щи­ты акку­му­ля­то­ров был смон­ти­ро­ван на пе­ре­го­род­ке боево­го и мо­тор­но­го отде­ле­ний слева по хо­ду тан­ка. Спра­ва от си­де­нья стрел­ка-ра­ди­ста уста­нав­ли­вал­ся вы­клю­ча­тель АКБ ("мас­сы"). На по­лу бое­во­го отде­ле­ния на спе­ци­аль­ном крон­штей­не было ус­та­нов­ле­но вращаю­щее­ся контакт­ное устрой­ство ВКУ. От­ли­чи­тель­ной особен­но­стью борто­вой элек­три­че­ской сети тан­ка яв­ля­лось сме­шан­ное вклю­че­ние пот­ре­би­те­лей электро­энер­гии. Стар­тер с пус­ко­вым реле и элек­тро­дви­га­тель ме­ха­низ­ма пово­ро­та башни ра­бо­та­ли с но­ми­наль­ным напря­же­ни­ем 24 В, а ос­таль­ные пот­ре­би­те­ли - 12 В. Средства связи. На час­ти тан­ков ус­та­нав­ли­ва­лась те­лефон­но-те­ле­граф­ная ра­дио­стан­ция 71-ТК-З, пред­на­зна­чен­ная для свя­зи ме­ж­ду тан­ка­ми, тан­ко­вы­ми подраз­де­ле­ния­ми и для свя­зи тан­ков с взаи­мо­дей­ст­вую­щи­ми час­тями дру­гих ро­дов войск. Впо­след­ст­вии на Т-34 ус­та­нав­ли­ва­лась ко­рот­ко­вол­но­вая прие­мо-пе­ре­даю­щая сим­плекс­ная те­ле­фон­ная ра­дио­стан­ция 9-Р, имев­шая воз­мож­ность при­ни­мать те­ле­граф­ные не­мо­ду­ли­ро­ван­ные сиг­на­лы. С 1943 го­да Т-34 на­ча­ли ос­на­щать­ся мо­дер­ни­зи­ро­ван­ны­ми ра­дио­стан­ция­ми 9-РМ и 9-РС с рас­ши­рен­ным диа­па­зо­ном. При ра­бо­те на пол­ную шты­ре­вую антен­ну радио­стан­ция обес­пе­чи­ва­ла двусто­рон­нюю связь те­ле­фо­ном на рас­стоя­нии 18-20 км при дви­же­нии и до 25 км на сто­ян­ке. В со­став ра­дио­стан­ции входи­ли: пе­ре­дат­чик и при­ем­ник с амор­ти­за­ци­ей, умфор­ме­ры типа РУН-75 и РУН-10 с фильт­ра­ми, ще­лоч­ной акку­му­ля­тор ти­па 4-НКН-10, руч­ной ре­гу­ля­тор напря­же­ния РРН, глав­ный пе­ре­клю­ча­тель, ящик для за­пас­ных ламп, мик­ро­фон, два двой­ных те­ле­фо­на и те­ле­граф­ный ключ, ан­тен­ное устрой­ство. При­ем­ник радио­стан­ции с кар­ка­сом рас­по­ла­гал­ся справа от си­де­нья стрел­ка-ра­ди­ста, на пра­вом бор­ту, ме­ж­ду под­ве­ской перед­не­го катка и пер­вой шах­той. На кар­ка­се пере­дат­чи­ка ус­та­нав­ли­вал­ся те­ле­граф­ный ключ, фо­нарь для ос­ве­ще­ния пере­дат­чи­ка и на спе­ци­аль­ном устрой­ст­ве под пе­ре­дат­чи­ком ус­та­нав­ли­вал­ся ум­фор­мер РУН-75. При­ем­ник радио­стан­ции с кар­ка­сом рас­по­ла­гал­ся впере­ди сиде­нья ради­ста на пе­ред­нем нак­лон­ном бро­не­вом лис­те ме­ж­ду бро­не­вым кол­па­ком для пу­ле­ме­та и лю­ком во­ди­те­ля. На кар­ка­се при­ем­ни­ка был ук­ре­п­лен фонарь ос­ве­ще­ния прием­ни­ка, а под ним на пе­ред­ней балан­сир­ной трубе раз­ме­щал­ся умфор­мер РУН-10 и ак­ку­му­ля­тор на­ка­ла. На пе­ред­нем нак­лон­ном лис­те кор­пу­са спра­ва от пу­ле­ме­та разме­ща­лись: руч­ной ре­гу­ля­тор напря­же­ния РРН и щи­ток пи­та­ния радио­стан­ции и ТПУ. Те­ле­фо­ны, мик­ро­фо­ны и за­пас­ное иму­ще­ст­во радио­стан­ции и ТПУ раз­ме­ща­лись в трех бре­зен­то­вых сумках, из ко­то­рых одна (боль­шая) по­ме­ща­лась в баш­не (на пра­вой стен­ке) и две не­боль­шие в но­со­вой час­ти кор­пу­са тан­ка. Ан­тен­ное устрой­ство состоя­ло из ан­тен­но­го эбони­то­во­го изоля­то­ра и сталь­ной пру­жи­ны с го­лов­кой, че­рез ко­то­рую встав­ля­лась антен­на, пред­став­ляю­щая собой сталь­ной или дю­ра­ле­вый штырь, со­став­лен­ный из че­ты­рех тру­бок мет­ро­вой дли­ны. Кро­ме ука­зан­но­го типа ан­тен­ны радио­стан­ция могла ком­плек­то­вать­ся но­вым ти­пом шты­ре­вой антен­ны, со­стоя­щей из эбо­ни­то­во­го изоля­то­ра, съем­но­го сек­ци­он­но­го аморти­за­то­ра с внут­рен­ни­ми пружи­на­ми и че­ты­рех­мет­ро­во­го шты­ря, со­став­лен­но­го из че­ты­рех сталь­ных тру­бок. Ан­тен­ное устрой­ство разме­ща­лось на пра­вом на­клон­ном бор­то­вом лис­те кор­пу­са тан­ка. Ан­тен­ный изо­ля­тор кре­пил­ся внут­ри бро­не­во­го защит­но­го стака­на, при­ва­рен­но­го к сталь­но­му поло­му вали­ку, про­хо­дя­ще­му сквозь ввод­ное от­вер­стие в бро­не­вом лис­те и два упор­ных сталь­ных под­шип­ни­ка, при­ва­рен­ных против ввод­но­го отвер­стия по обе сто­ро­ны бро­не­во­го листа. На вы­сту­пав­шую внут­ри тан­ка часть бы­ла на­са­же­на руко­ят­ка, при по­мо­щи кото­рой про­из­во­дил­ся по­во­рот ан­тен­но­го устрой­ст­ва на 90° с воз­мож­но­стью фикса­ции в трех по­ло­же­ни­ях: пер­вое по­ло­же­ние - ра­дио­стан­ция не ра­бо­та­ет, антен­на может быть уло­же­на вдоль бор­та на под­кры­лок; вто­рое по­ло­же­ние - ра­бо­чее, со­от­вет­ст­ву­ет по­воро­ту антен­но­го устрой­ст­ва на 90° шты­ря до вер­ти­каль­но­го по­ло­же­ния; третье - про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние, со­от­вет­ст­ву­ет по­воро­ту антен­но­го устрой­ст­ва на 22-23° про­тив го­ри­зон­таль­но­го по­ложе­ния шты­ря. В треть­ем по­ло­же­нии руко­ят­ка уста­нав­ли­ва­лась при ра­бо­те на не­пол­ную шты­ре­вую антен­ну (на 2 шты­ря), в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти ве­дения бес­пе­ре­бой­ной ра­ди­ос­вя­зи при очень ма­лых рас­стоя­ни­ях между объек­та­ми связи. Для внут­рен­ней теле­фон­ной и све­то­вой свя­зи ме­ж­ду чле­на­ми эки­па­жа, а так­же для вы­хо­да на внеш­нюю связь ко­ман­ди­ра и ра­ди­ста через ра­дио­стан­цию в тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лось ТПУ-3. На пер­вых тан­ках ус­та­нав­ли­ва­лось пе­рего­вор­ное устрой­ст­во ТПУ-2. Поз­же все тан­ки Т-34 обес­пе­чи­ва­лись пе­ре­го­вор­ным уст­рой­ст­вом ТПУ-3-бис-Ф. В со­став пе­ре­го­вор­но­го уст­рой­ст­ва ТПУ-3 вхо­ди­ли: ап­па­рат коман­ди­ра танка №1, рас­по­ло­жен­ный в баш­не на ле­вой стен­ке, над смот­ро­вым при­бо­ром; ап­па­рат ради­ста №2, рас­по­ло­жен­ный в носо­вой час­ти кор­пу­са на пра­вом бор­ту тан­ка, ме­ж­ду под­ве­ской перед­не­го катка и пра­вой шах­той, ря­дом с пе­ре­дат­чи­ком; аппа­рат води­те­ля №3, рас­по­ло­жен­ный впере­ди сиде­ния води­те­ля на пе­ред­нем нак­лон­ном бро­не­вом лис­те, ме­ж­ду люком во­ди­те­ля и кол­па­ком защи­ты пуле­ме­та; три па­ры те­ле­фо­нов типа ТГШ для за­дел­ки в шле­мо­фон; три мик­ро­фо­на типа МА с кноп­кой; со­еди­ни­тель­ный ка­бель и ком­плект ЗИП.
Используются технологии uCoz