|
Танк Т-34 имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри корпус танка делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.
Отделение управления находилось в носовой части танка. В нем размещались сиденья водителя и стрелка-радиста, органы управления, контрольные приборы, пулемет ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция (первоначально устанавливалась не на всех танках), приборы наблюдения, два баллона со сжатым воздухом для запасного пуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности.
Сиденье механика-водителя было смещено к левому борту от продольной оси танка, стрелок-радист располагался справа от механика-водителя. Их сиденья, жестко закрепленные на днище корпуса, регулировались в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Система управления движением танка была традиционной - рычаги и педали. При помощи двух рычагов осуществлялись повороты танка. Педали главного фрикциона, остановочного тормоза и подачи топлива располагались слева направо, как в обычном автомобиле, а число контрольно-измерительных приборов было сведено к минимуму, что облегчало работу механику-водителю. Для пуска двигателя, кроме электростартера, использовалась система воздушного пуска. Стрелок-радист мог вести прицельную стрельбу из 7,62-мм пулемета ДТ, закрепленного в шаровой установке на верхнем лобовом листе корпуса. Забронированный объем отделения управления составлял 2,2 м3.
В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса и башню, были оборудованы рабочие места для командира машины и заряжающего (башенного стрелка), расположенные соответственно слева и справа от пушки. Командир танка одновременно выполнял обязанности наводчика орудия. Заряжающий мог вести автономную стрельбу из спаренного с пушкой пулемета при снятии его со стопора. Забронированный объем боевого отделения составлял 5,2 м3 из которых 2,0 м3 приходилось на объем башни. В крыше башни имелся люк (позже два люка) для посадки экипажа.
Моторное отделение располагалось за боевым в средней части танка и отделялось от него сплошной разборной перегородкой с люками, закрытыми съемными крышками. В моторном отделении были установлены двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака-радиатора, четыре аккумуляторных батареи. Двигатель располагался носком в сторону кормы; радиаторы - по обеим сторонам двигателя, параллельно продольной оси танка. Забронированный объем моторного отделения составлял 3,7 м3.
Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса и от моторного отделения также отделялось перегородкой. В нем размещались главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи и два топливных бака. Забронированный объем трансмиссионного отделения составлял 1,5 м3 а всего танка - 12,6 м3.
Корпус танка представлял собой жесткую броневую коробку с продолговатой закругленной носовой частью и кормой. Он сваривался из катаных листов гомогенной брони МЗ-2 (И8-С). Для увеличения снарядостойкости верхняя часть обоих бортов делалась наклонной. Основные части корпуса - днище, носовая часть, борта, корма, крыша и поперечные перегородки.
Днище - основной скрепляющий элемент корпуса - состояло из передней и задней частей, соединенных встык сварным швом. Соединение усиливалось стальной балкой Т-образного сечения, являвшейся нижней частью каркаса моторной перегородки. Балка приваривалась и приклепывалась к днищу по обе стороны стыка. Толщина днища в передней части была больше, чем в задней. В днище имелись: три люка, закрывавшиеся броневыми крышками; шесть отверстий с пробками и восемь вырезов - по четыре с каждого борта. В передней части днища возле сиденья стрелка-радиста имелся люк овальной формы для аварийного выхода экипажа из танка.
В моторном отделении на днище была укреплена подмоторная установка, состоявшая из двух поперечных кронштейнов, к которым 36 болтами привинчивались две параллельные рамы. На этих рамах устанавливался двигатель.
Носовая часть корпуса изготовлялась из гомогенной брони высокой и средней твердости. Носовая часть корпуса состояла из передней балки, трех броневых листов, крышки люка водителя и броневого колпака пулемета. Учитывая, что после башни наибольшее число попаданий снарядов в танк приходится на носовую часть корпуса, верхний лобовой лист был расположен под углом 60° от вертикали.
Верхний лобовой лист корпуса имел в нижней части форму прямоугольника, в верхней - форму трапеции и приваривался встык к передней балке, бортовым листам, подкрылкам и подбашенному листу. На бронекорпусах, изготовленных Сталинградской судоверфью (завод №264) в 1942 году и заводом «Красное Сормово» в 1942 и 1943 годах, верхний лобовой лист приваривался к бортовым листам с соединением в шип.
В листе были сделаны люк для посадки механика-водителя, вырез для листа смотровых приборов, продолговатое отверстие для броневого колпака шаровой установки лобового пулемета, по одному отверстию для червяка левого и правого механизма натяжения, а также два отверстия для электропроводов к фарам.
Рядом с отверстиями приваривались и приклепывались два рыма для буксировки танка, в проушины которых были вставлены пальцы с пружинными защелками. Верхняя плоскость рыма имела насечку и использовалась в качестве ступеньки при посадке экипажа в танк.
Люк механика-водителя имел петли для крепления крышки люка и два основания для зеркальных перископических приборов, которые располагались под углом 60° к продольной оси танка. В верхней части крышки люка имелось основание для центрального зеркального перископического смотрового прибора. Для облегчения открывания крышки имелся уравновешивающий механизм, который был снабжен устройством для фиксирования крышки в открытом положении. Для того чтобы внутрь танка не попадали свинцовые брызги, было сделано уплотнение, состоящее из желобка, приваренного к кромке внутри люка, и планок, приваренных снаружи по кромкам крышки и верхнего наклонного листа.
С начала 1942 года появился люк механика-водителя более простой формы с двумя призменными смотровыми приборами, заимствованный у танка А-43. Для защиты от пуль и осколков снарядов призмы закрывались снаружи откидными броневыми крышками, так называемыми «ресничками».
С правой стороны от люка водителя в броневом колпаке располагалась шаровая установка пулемета ДТ. Начиная с 1942 года на ствол пулемета надевалась броневая маска (за исключением машин производства СТЗ).
Аварийный люк овальной формы находился в носовой части днища у ног стрелка-радиста и был предназначен для запасного выхода экипажа из танка. Средний люк днища для доступа к водяному и масляному насосам двигателя располагался в моторном отделении, а задний люк - под коробкой передач.
В моторном отделении устанавливался подмоторный фундамент, состоящий из двух поперечных кронштейнов, к которым крепились две параллельные рамы, на которых устанавливался двигатель. В трансмиссионном отделении приваривались две подставки для кронштейнов тормозов.
Поперек днища располагались пять труб для осей балансиров. Четвертая труба (считая от носа танка) состояла из двух разнесенных труб, так как сплошная труба мешала бы установке двигателя. На концах носовой трубы имелись два выреза для соединения передних балансиров с подвесками.
Борта корпуса состояли из нижней и верхней частей, соединенных сваркой. Нижняя представляла собой вертикальный броневой лист, имевший пять отверстий для прохода осей балансиров, четыре выреза для цапф балансиров и пять кронштейнов с площадками для крепления резиновых буферов, ограничивавших поворот балансиров. В передней части вертикального бортового листа приваривался картер механизма натяжения гусениц, а в задней части - картер бортовой передачи. Верхняя часть борта представляла собой подкрылок с горизонтальным дном и наклонным бортовым листом. С внутренней стороны к бортам приваривались восемь коробов (по четыре с каждой стороны), в которых устанавливались наклонные пружинные подвески катков. В пространстве между коробами крепились баки для горючего и масла.
Корма корпуса состояла из верхнего наклонного листа, нижнего наклонного корытообразного листа и двух картеров бортовых передач. Верхний наклонный лист трапециевидной формы крепился петлями и винтами к нижнему и бортовым листам. В нем имелся четырехугольный люк (с 1942 года - круглый, за исключением танков, выпускавшихся на СТЗ), обеспечивавший доступ к агрегатам, установленным в задней части трансмиссионного отделения, и два овальных отверстия для выхлопных труб (снаружи эти отверстия защищались броневыми колпаками).
Крыша над боевым отделением представляла собой броневой лист, в котором имелись большой круглый вырез для установки башни и четыре выреза для доступа к верхней части подвесок катков, закрытых сверху крышками. Крыша над моторным отделением состояла из среднего продольного листа с люком для доступа к двигателю, двух боковых листов над радиаторами, двух продольных листов жалюзи и колпаков над радиаторами.
Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух броневых листов над баками для топлива, двух броневых листов жалюзи, узкого концевого поперечного листа и сетки над крышей.
На танках Т-34 обр. 1940 г. на шариковой опоре устанавливались башни двух типов: сварные и литые.
Башня. Сварная башня танка имела овальную обтекаемую форму и состояла из двух боковых наклонных листов, крыши из двух сварных листов, крышки люка башни, переднего лобового листа с вырезами для установки вооружения и двух обечаек, передней и задней, которые образовывали основание башни конической формы. В кормовой части башни приваривалось днище ниши и устанавливался съемный задний лист для монтажа и демонтажа пушки. В нижней части башни приваривался угольник, к которому винтами крепился верхний погон шариковой опоры башни. В переднем лобовом листе башни имелись три выреза: центральный вырез для установки пушки, правый вырез для установки спаренного пулемета, левый вырез для установки телескопического прицела. В боковых листах башни имелись вырезы для приварки оснований смотровых приборов, а под ними находилось отверстие для стрельбы из револьвера. В заднем листе ниши башни также имелось отверстие для стрельбы из револьвера, закрываемое броневой заглушкой.
Крыша башни была несколько наклонена вперед и назад. В задней части крыши располагался люк трапециевидной формы для выхода и входа экипажа. К кромке люка приваривался выступающий над поверхностью крыши паз, в который укладывался резиновый шнур квадратного сечения, предохранявший башню от проникновения жидкости при закрытой крышке люка.
В крышке люка имелись два отверстия: левое - для установки прибора кругового обзора (с осени 1941 года прибор кругового обзора не устанавливался, а его отверстие заваривалось. На танках выпуска 1942 года этого отверстия уже не было), правое, закрываемое крышкой - для сигнализации. В переднем листе крыши также имелись два отверстия: левое для установки перископического прицела, среднее, закрываемое колпаком для вентиляции.
В заднем листе ниши башни имелся люк для демонтажа пушки, его крышка крепилась четырьмя, а затем шестью болтами. У танков, выпущенных СТЗ в 1942 году, съемным был весь кормовой лист башни (крепился восемью болтами). У сормовских машин этот люк вообще отсутствовал.
К внутренней части лобового листа башни приваривались две щеки (перегородки) для установки маски пушки. Кроме того, внутри башни были приварены бонки для крепления электропроводки, боеукладки, установки прибора ТПУ и крепился стопор походного положения пушки.
В переднем листе крыши башни имелись два отверстия: слева - для установки перископического прицела; справа, на продольной оси башни, закрытое колпаком, - для вентиляции. С конца 1941 года отверстий для прицелов было два - слева и справа от вентилятора.
На танках первых выпусков в заднем листе крыши башни имелось отверстие для ввода антенны с приваренной бронировкой. У машин последующих выпусков это отверстие заваривалось, а позже просто не выполнялось, так как радиоаппаратуру вместе с антенным вводом перенесли из ниши башни в носовую часть корпуса (с правой стороны по ходу танка).
В литых башнях крыша и днище ниши вваривались после предварительной обработки башни. Основания боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни. Задний съемный лист ниши был выполнен заодно с корпусом башни и оставался таким же, как и в сварной башне.
Шариковая опора башни состояла из двух пагонов - верхнего, нижнего, шариков, сепараторного кольца, захватов, двух сальниковых колец и предохранительных кожухов.
Верхний и нижний погоны представляли собой стальные кольца фигурного сечения, имевшие канавку для шариков. Нижний погон также представлял собой стальное кольце) фигурного сечения, имеющее с наружной стороны канавку для шариков. С внутренней стороны нижнего погона были нарезаны зубья, с которыми входила в зацепление шестерня механизма поворота башни. На поверхности погона были нанесены деления, соответствующие десяти тысячных дистанции (0-10), используемые для ведения огня с закрытых позиций.
Восемь захватов крепились к верхнему погону винтами. Своими выступами захваты заходили за кромку нижнего погона и удерживали башню при опрокидывании танка. К переднему левому захвату, расположенному ближе к продольной оси башни, приваривался кронштейн педали ножного спуска. В заднем захвате устанавливался стопор башни.
Предохранительные кожухи, изготовленные из листовой стали, крепились к верхнему погону винтами. Защитные кожухи предназначались для защиты зубьев погона от грязи и предохранения экипажа от повреждений о зубья погона. На верхнем погоне располагались пять кожухов. В кожухе, расположенном слева, была сделана стрелка-указатель для делений, сделанных на нижнем погоне.
Башня вращалась вокруг своей вертикальной оси с помощью механизма поворота башни, расположенного с левой стороны от орудия. Механизм поворота башни имел ручной и электрический приводы. При пользовании ручным приводом скорость поворота башни зависела только от скорости вращения маховика, электрическим - от числа оборотов электромотора. Обороты электромотора ориентировочно делились на три ступени. Каждая ступень оборотов электромотора соответствовала следующим значениям: 1 ступень - 2,1 об/мин, 2 ступень - 3,61 об/мин, 3 ступень - 4,2 об/мин. С помощью механизма поворота башня могла вращаться и по, и против часовой стрелки.
По обеим сторонам пушки в башне устанавливались два, имевших одинаковое устройство, сиденья, регулируемые по высоте и поворачивающиеся в горизонтальной плоскости. К сиденьям крепились ремни, предохраняющие экипаж от ушибов при преодолении препятствий.
В заднем захвате, расположенном между спинками сидений устанавливался стопор башни, позволяющий фиксировать башню в любом положении.
В 1942 году была введена башня так называемой «улучшенной» формы, более близкая по своим очертаниям к правильному шестиграннику. Эта башня выполнялась как литой, так и штампованной.
Передняя наклонная стенка башни имела прямоугольный вырез для монтажа вооружения. Снаружи вырез закрывался броневым лобовым щитом, крепившимся к башне болтами.
На боковых стенках башни были прорезаны две смотровые щели, оборудованные смотровыми приборами. В задней стенке ниши находилось отверстие для крепления приспособления проверки отката и наката компрессора пушки. Отверстие закрывалось заглушкой, которая изнутри башни фиксировалась гайкой.
В части танков выпуска 1943 года под смотровыми щелями имелись отверстия для стрельбы из револьвера, закрывавшиеся заглушками.
Крыша башни представляла собой плоский броневой лист. В передней левой части крыши находилось отверстие для перископического прицела. На командирских танках в передней правой части крыши предусматривалось отверстие для командирской панорамы. В средней части крыши было оборудовано два круглых люка для входа и выхода экипажа. Между ними размещалась съемная перемычка, позволявшая вынимать через люки бортовые топливные баки, не снимая башни. В задней части крыши находился люк для вентиляции, закрытый броневым колпаком.
С лета 1943 года у ряда танков на левом люке устанавливалась командирская башенка цилиндрической формы с пятью смотровыми щелями с защитными стеклами. Во вращавшейся на шариковой опоре крыше башенки имелся люк, закрывавшийся двухстворчатой крышкой с отверстием для смотрового прибора в одной из створок. Танки с командирской башенкой съемной перемычки в крыше башни не имели.
Вооружение. На танках Т-34 ранних выпусков устанавливалась 76-мм пушка обр. 1938/39 г. Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда - 612 м/с. Вертикальная наводка - от -5° до +25°. Практическая скорострельность в условиях танка - 1-2 выстр./мин. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор с устройством для отключения полуавтоматики, так как в предвоенные годы руководство ГАБТУ считало, что полуавтоматики в танковых пушках быть не должно (из-за загазованности боевого отделения). Особенностью пушки Л-11 являлись оригинальные противооткатные устройства, в которых жидкость компрессора непосредственно контактировала с воздухом накатника.
Пушка и спаренный с ней пулемет устанавливались в маску и имели общие приборы и механизмы прицеливания и наведения. Для предохранения ручного подъемного механизма секторного типа от динамических нагрузок, на правой щеке крепления маски в корпусе башни был установлен стопор походного положения пушки, который обеспечивал стопорение орудия при нулевом угле возвышения. Для ведения стрельбы из пушки были предусмотрены ручной и ножной спуски. Из пулемета, установленного в маске, при снятии его со стопора можно было вести независимую стрельбу в секторах по вертикали ±5° и по горизонтали ±4,5°.
С марта 1941 года на Т-34 устанавливалась 76-мм пушка обр. 1940 г. Ф-34 с длиной ствола 41,5 калибра. Масса пушки 1155 кг. Предельная длина отката 390 мм, вертикальная наводка от -5°30' до +26°48'. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлических тормоза отката и накатника и располагались под стволом. Выстрел из пушки производился с помощью ножного и ручного механических спусков.
Пушка Ф-34 дважды модернизировалась. В ходе первого усовершенствования были изменены затвор и полуавтоматика с копирным устройством, спусковые механизмы, упразднены компенсатор в тормозе отката, предохранитель для запирания затвора по-походному и скоба с буфером. При второй - вместо ствола со свободной трубой установили ствол-моноблок с казенником, соединявшимся с трубой с помощью муфты.
Танк вооружался двумя 7,62-мм пулеметами ДТ, один из них был спарен с пушкой, другой смонтирован в шаровой установке в лобовом листе корпуса.
Для ведения стрельбы из пушки Л-11 применялись телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6. Телескопический прицел ТОД-6 располагался с левой стороны от пушки. Перископический прицел ПТ-6 устанавливался в броневом стакане с левой стороны от пушки в переднем листе крыши башни. Для стрельбы из пушки Ф-34 - телескопический прицел ТОД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-7, впоследствии замененные на телескопический прицел ТМФД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-4-7. На части танков помимо штатного перископического прицела устанавливалась командирская панорама ПТ-К.
Для ведения огня с закрытых позиций с 1943 года пушка Ф-34 выпускалась с боковым уровнем, укрепленным на люльке.
Для стрельбы из пушек Л-11 и Ф-34 применялись унитарные патроны от дивизионных пушек обр. 1902/30 г. и обр. 1939 г. и от полковой пушки обр. 1927 г.:
с осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (стальной ОФ-350 и сталистого чугуна ОФ-350А) и взрывателем КТМ-1;
с фугасной гранатой старого русского образца (Ф-354) и взрывателями КТ-3, КТМ-3 или 3ГТ;
с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, Р-350СП) и взрывателем МД-5;
с бронепрожигающим снарядом (БП-353А) и взрывателем БМ;
с пулевой шрапнелью (Ш-354 и Ш-354Т) и шрапнелью Гартца (Ш-354Г), с трубками - 22-секундной или Т-6;
со стержневой шрапнелью (Ш-361) и трубкой Т-3УГ;
с картечью (Ш-350).
В октябре 1943 года был принят на вооружение и стал включаться в боекомплект танка Т-34 унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (БР-354П).
В танках 1940-1942 года выпуска боекомплект состоял из 77 выстрелов, которые укладывались на полу боевого отделения и на его стенках. На полу танка устанавливались 20 высоких (на 3 выстрела) и 4 низких (на 2 выстрела) чемодана - всего 68 снарядов. На стенках боевого отделения размещались 9 выстрелов: на правой стороне - 3, в общей горизонтальной укладке, и на левой - 6, в двух горизонтальных укладках по 3 выстрела.
В танках 1942-1944 года выпуска с «улучшенной» башней боекомплект состоял из 100 выстрелов (бронебойных - 21, осколочно-фугасных - 75, подкалиберных - 4). Для укладки выстрелов на полу боевого отделения было оборудовано 8 ящиков на 86 выстрелов. Остальные 14 выстрелов размещались так: 2 бронебойно-трассирующих - в кассетах на крышке ящика в правом заднем углу боевого отделения, 8 осколочно-фугасных - на левом борту боевого отделения и 4 подкалиберных - в кассетах на правом борту.
Боекомплект пулеметов первоначально состоял из 2898 патронов (46 дисков). У танков ранних выпусков, не имевших радиостанции, он включал 4725 патронов (75 дисков). В Т-34 с «улучшенной» башней размещалось 3150 патронов к пулеметам (50 дисков). В боевом отделении укладывались один пистолет-пулемет ППШ, 4 магазина к нему и 25 ручных гранат Ф-1.
Двигатель и трансмиссия. На танках Т-34 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2 водяного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива. Номинальная мощность двигателя - 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная - 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная - 500 л.с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14-15. Ход поршней левой группы - 180 мм, правой - 186,7 мм. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Двигатель устанавливался вдоль продольной оси корпуса танка на подмоторной раме на четырех лапах, отлитых заодно с верхней половиной картера и крепился к ней восемью болтами.
На двигателе устанавливались: топливоподкачивающий насос, топливный фильтр, топливный насос НК-1, топливопровод высокого давления и форсунки, установленные в верхних стенках головок блока цилиндров, масляный воздухоочиститель, масляный насос и масляный фильтр.
Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842; подавалось принудительно, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1.
В топливную систему Т-34 ранних выпусков входило шесть топливных баков, расположенных внутри корпуса танка. Передние баки, правые и левые, устанавливались в боевом отделении около бортов попарно - верхний и нижний. Емкость каждой пары, работавшей как один бак, составляла 160 л (верхнего - 105 л, нижнего - 55 л).
Кормовые баки устанавливались в корме танка около бортов. Емкость каждого из кормовых баков - 86 л. Заправочная емкость всех топливных баков составляла 460 л. Кроме того, на наклонных листах бортов корпуса снаружи крепилось четыре бачка емкостью по 33,5 л каждый. К концу лета 1943 года число топливных баков довели до восьми, а их емкость возросла до 545 л. Вместо четырех бортовых стали устанавливать два кормовых бака прямоугольной формы, а с 1943 года - два цилиндрических бака емкостью по 90 л с каждого борта. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.
Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляцию масла обеспечивал шестеренчатый трехсекционный масляный насос. Емкость внутренних масляных баков 76 л.
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону, общей емкостью 90-95 л. Центробежный вентилятор системы охлаждения устанавливался на маховике двигателя (главном фрикционе).
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке Т-34 устанавливался воздухоочиститель типа «Помон», а с января 1943 года - два воздухоочистителя типа «Циклон».
Пуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом (два баллона размещались в отделении управления).
В состав трансмиссии танка входили: главный фрикцион сухого трения (сталь по стали); коробка передач; бортовые фрикционы с тормозами и бортовые редукторы. Многодисковый главный фрикцион сухого трения сталь по стали устанавливался на носке коленчатого вала двигателя. Он имел 8 ведущих и 10 ведомых дисков.
Коробка передач танка - двухвальная трехходовая четырехскоростная с надвижными шестернями (с марта 1942 года - пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен), имела четыре передачи для движения вперед и одну передачу заднего хода. Коробка передач была выполнена без прямой передачи с расположением валов в одной горизонтальной плоскости. Она имела алюминиевый картер, состоящий из двух половин. В передней части верхней половины картера на горловине на специальной площадке устанавливался электростартер.
Бортовые фрикционы устанавливались на концах главного вала коробки передач. Ведущие диски бортового фрикциона были взаимозаменяемыми с ведомыми дисками главного фрикциона и с ведущими дисками бортового фрикциона танков БТ-7 и БТ-7М. Бортовые фрикционы многодисковые, сухие (сталь по стали). Для остановки и поворота танка на наружных барабанах бортовых фрикционов устанавливались два плавающих ленточных тормоза, изготовленные из листовой стали с накладками ферродо. Для управления бортовыми фрикционами и тормозами использовался ручной привод (рычаги управления), обеспечивавший поворот танка и ножной привод (педаль) - для торможения танка. Для облегчения управления танком привод имел уравновешивающее устройство.
Между бортовыми фрикционами и ведущими колесами в кормовой части танка располагались бортовые редукторы, представлявшие собой одноступенчатые понижающие передачи, и обеспечивающие постоянное увеличение момента на ведущих колесах танка. В ведущей части левого бортового редуктора был установлен привод спидометра.
В состав ходовой части входили гусеничный движитель и подвеска. Ведущие колеса располагались на шлицах ведомых валов бортовых редукторов и крепились на валах с помощью специальных колец. Главными частями ведущего колеса являлись: ступица с броневой крышкой, два диска, на которые напрессовывались и приваривались стальные бандажи, шесть роликов с шестью осями и втулками.
Каждая из двух гусениц состояла из 74 траков и 148 пальцев. Ширина гусеницы 550 мм. Траки - 37 плоских и 37 гребневых (У машин выпуска 1942-1946 годов гусеницы состояли из 72 траков шириной 500 мм, шаг трака 172 мм. Масса одной гусеницы 1150 кг) - отливались из высококачественной стали и подвергались специальной термообработке. Осевое перемещение пальцев в проушинах траков ограничивалось заклепками, вставленными в отверстия крайних проушин гребневых траков. Внешняя поверхность траков имела ребра жесткости, образующие постоянную шпору, увеличивающую сцеплению гусеницы с грунтом. На танке имелись добавочные съемные грунтозацепы (шпоры), представляющие собой литой угольник с двумя отверстиями, крепящийся на траке двумя болтами, которые применяются в случае движения танка по слабым грунтам и обледенелым дорогам. Съемные шпоры устанавливались через три трака на четвертом.
Направляющие колеса с механизмами натяжения располагались в передней части танка (справа и слева). Основными деталями направляющего колеса являлись: корпус колеса с обрезиненным бандажом, кривошип и натяжной механизм. Корпус колеса представлял собой стальную фигурную отливку с напрессованными двумя обрезиненными стальными бандажами. Натяжение гусеницы осуществлялось поворотом кривошипа при вращении червячной пары механизма натяжения.
Опорные катки монтировались на осях, впрессованных в балансиры. По своей конструкции балансиры передних катков отличаются от остальных расположением рычага подвески. Балансиры передних катков обоих бортов со всеми монтируемыми на них деталями были взаимозаменяемы только между собой. Балансиры остальных опорных катков изготовлены отдельно от своих осей. Ось балансира опирается в трубе корпуса на две бронзовые втулки. От осевых смещений балансиры удерживаются струнами, стягивающими балансиры обоих бортов при помощи гаек. Балансиры в сборе взаимозаменяемы только с балансирами одного борта (правого или левого).
Опорный каток состоит из ступицы, двух дисков с обрезиненными бандажами и двух подшипников. С наружной стороны ступица закрывается броневым колпаком, который крепится пятью болтами. Диски катка имеют 12 отверстий для стягивающих болтов. Каток закрепляется на оси с помощью гайки со стопором. Величина хода катков: для первого - 75 мм, для второго, четвертого и пятого - 115 мм и для третьего - 90 мм. Ход катков ограничивается штоками подвесок и гусеничной лентой, за исключением передних катков, ход которых ограничивался резиновыми амортизаторами, находившимися внутри корпуса под подвесками. Диаметр катков 830 мм. Опорные катки, выпускавшиеся разными заводами, существенно отличались по конструкции и внешнему виду: литые или штампованные, с резиновыми бандажами или с внутренней амортизацией (летом 1942 года СТЗ выпускал катки вообще без амортизации).
Корпус танка опирался на катки при помощи десяти узлов подвески. Узлы подвески передних катков были составлены из двух винтовых пружин, вставленных одна в другую. В узлах подвески остальных опорных катков пружины располагались одна над другой. Узлы подвески передних опорных катков располагались в передней части внутри корпуса и были защищены стальными кожухами. Каждый узел подвески состоял из двух винтовых пружин (внутренняя пружина вставлялась в наружную), штока с проушиной, регулировочного стакана, направляющего кольца, опоры наружной пружины. Узлы подвески 2, 3, 4 и 5 опорных катков располагались внутри корпуса танка наклонно в специальных шахтах, вваренных в корпус. Основными деталями узла подвески были: две винтовые пружины, расположенные одна над другой, шток, регулировочный стакан, гайка и направляющая втулка. Все детали узлов подвесок 2, 3, 4 и 5 опорных катков были взаимозаменяемы. Узлы подвески передних опорных катков были взаимозаменяемы только между собой.
В электрооборудование танка входили: источники и потребители электрической энергии; контрольно-измерительные приборы; коммутационная и вспомогательная аппаратура, а также электрическая бортовая сеть. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме.
Основным источником электрической энергии танка являлся генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, который устанавливался с правой стороны двигателя на двух кронштейнах (лапах) картера двигателя. На полу моторного отделения, по обеим сторонам двигателя, на специальных кронштейнах были установлены по две аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А·ч каждая, которые обеспечивали электроэнергией электропотребители танка при неработающем двигателе. Аккумуляторные батареи имели смешанное (параллельно-последовательное) соединение между собой. Реле-регулятор РРТ-4576А был смонтирован на двух амортизаторах слева от сидения водителя, выше щитка электроприборов.
Основные потребители электрической энергии танка располагались: стартер СТ-700 - в специальном ложе, установленном на горловине коробки передач; пусковое реле стартера РС-371 - на кронштейне, приваренном к штампованной крышке над шестерней заднего хода коробки передач; электродвигатель механизма поворота башни МБ-20 - в ложе на поворотном механизме башни; электродвигатель вентилятора МВ-12 - в верхнем правом углу на перегородке боевого и моторного отделений. Звуковой электросигнал ГФ-4702 устанавливался внутри танка слева от водителя, на шахте подвески второго опорного катка. В передней части танка на лобовом броневом листе, на специальных кронштейнах, крепились две передние фары. В задней части танка на горизонтальном кормовом броневом листе, под сеткой жалюзи, крепился задний фонарь с двухцветным стеклом (красного и синего цвета).
Слева от механика-водителя на двух резиновых амортизаторах крепился щиток электроприборов. Распределительный щиток в башне был жестко закреплен на двух бонках (на стенке башни) справа от пушки и предназначался для распределения питания аппаратов переговорного устройства, ламп ночного освещения прицела ПТ-6, плафона башни, ламп дневного освещения прицелов ПТ-6 и ТОП-6, лампы освещения угломера.
Аварийный щиток устанавливался справа от сидения стрелка-радиста, на шахте подвески второго катка и предназначался для освещения боевого отделения танка. Щиток блока защиты аккумуляторов был смонтирован на перегородке боевого и моторного отделений слева по ходу танка. Справа от сиденья стрелка-радиста устанавливался выключатель АКБ ("массы").
На полу боевого отделения на специальном кронштейне было установлено вращающееся контактное устройство ВКУ. Отличительной особенностью бортовой электрической сети танка являлось смешанное включение потребителей электроэнергии. Стартер с пусковым реле и электродвигатель механизма поворота башни работали с номинальным напряжением 24 В, а остальные потребители - 12 В.
Средства связи. На части танков устанавливалась телефонно-телеграфная радиостанция 71-ТК-З, предназначенная для связи между танками, танковыми подразделениями и для связи танков с взаимодействующими частями других родов войск. Впоследствии на Т-34 устанавливалась коротковолновая приемо-передающая симплексная телефонная радиостанция 9-Р, имевшая возможность принимать телеграфные немодулированные сигналы. С 1943 года Т-34 начали оснащаться модернизированными радиостанциями 9-РМ и 9-РС с расширенным диапазоном.
При работе на полную штыревую антенну радиостанция обеспечивала двустороннюю связь телефоном на расстоянии 18-20 км при движении и до 25 км на стоянке.
В состав радиостанции входили: передатчик и приемник с амортизацией, умформеры типа РУН-75 и РУН-10 с фильтрами, щелочной аккумулятор типа 4-НКН-10, ручной регулятор напряжения РРН, главный переключатель, ящик для запасных ламп, микрофон, два двойных телефона и телеграфный ключ, антенное устройство.
Приемник радиостанции с каркасом располагался справа от сиденья стрелка-радиста, на правом борту, между подвеской переднего катка и первой шахтой. На каркасе передатчика устанавливался телеграфный ключ, фонарь для освещения передатчика и на специальном устройстве под передатчиком устанавливался умформер РУН-75.
Приемник радиостанции с каркасом располагался впереди сиденья радиста на переднем наклонном броневом листе между броневым колпаком для пулемета и люком водителя. На каркасе приемника был укреплен фонарь освещения приемника, а под ним на передней балансирной трубе размещался умформер РУН-10 и аккумулятор накала.
На переднем наклонном листе корпуса справа от пулемета размещались: ручной регулятор напряжения РРН и щиток питания радиостанции и ТПУ.
Телефоны, микрофоны и запасное имущество радиостанции и ТПУ размещались в трех брезентовых сумках, из которых одна (большая) помещалась в башне (на правой стенке) и две небольшие в носовой части корпуса танка.
Антенное устройство состояло из антенного эбонитового изолятора и стальной пружины с головкой, через которую вставлялась антенна, представляющая собой стальной или дюралевый штырь, составленный из четырех трубок метровой длины. Кроме указанного типа антенны радиостанция могла комплектоваться новым типом штыревой антенны, состоящей из эбонитового изолятора, съемного секционного амортизатора с внутренними пружинами и четырехметрового штыря, составленного из четырех стальных трубок.
Антенное устройство размещалось на правом наклонном бортовом листе корпуса танка. Антенный изолятор крепился внутри броневого защитного стакана, приваренного к стальному полому валику, проходящему сквозь вводное отверстие в броневом листе и два упорных стальных подшипника, приваренных против вводного отверстия по обе стороны броневого листа.
На выступавшую внутри танка часть была насажена рукоятка, при помощи которой производился поворот антенного устройства на 90° с возможностью фиксации в трех положениях:
первое положение - радиостанция не работает, антенна может быть уложена вдоль борта на подкрылок;
второе положение - рабочее, соответствует повороту антенного устройства на 90° штыря до вертикального положения;
третье - промежуточное положение, соответствует повороту антенного устройства на 22-23° против горизонтального положения штыря. В третьем положении рукоятка устанавливалась при работе на неполную штыревую антенну (на 2 штыря), в случае необходимости ведения бесперебойной радиосвязи при очень малых расстояниях между объектами связи.
Для внутренней телефонной и световой связи между членами экипажа, а также для выхода на внешнюю связь командира и радиста через радиостанцию в танке устанавливалось ТПУ-3. На первых танках устанавливалось переговорное устройство ТПУ-2. Позже все танки Т-34 обеспечивались переговорным устройством ТПУ-3-бис-Ф.
В состав переговорного устройства ТПУ-3 входили: аппарат командира танка №1, расположенный в башне на левой стенке, над смотровым прибором; аппарат радиста №2, расположенный в носовой части корпуса на правом борту танка, между подвеской переднего катка и правой шахтой, рядом с передатчиком; аппарат водителя №3, расположенный впереди сидения водителя на переднем наклонном броневом листе, между люком водителя и колпаком защиты пулемета; три пары телефонов типа ТГШ для заделки в шлемофон; три микрофона типа МА с кнопкой; соединительный кабель и комплект ЗИП.
|