|
Компоновка тяжелого танка ИС-1 - классическая, с кормовым расположением трансмиссии.
Корпус танка делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.
Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, приборы наблюдения, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк.
Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего (справа от пушки), сиденье командира башни (наводчика) (слева от пушки), сиденье командира танка (за сиденьем командира башни), курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.
Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на подмоторных кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, - воздухоочистители «мультициклон».
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка и отделялось от моторного перегородкой. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.
Корпус
Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Корпус состоял из следующих деталей: днища, носовой части, бортов, кормы, крыши и поперечных перегородок. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные.
Днище состояло из двух листов, соединенных встык сварным швом. В днище имелось 12 вырезов, в которые вваривались кронштейны торсионных валов, три люка (передний - запасного выхода, средний - подмоторный, задний - для доступа к элементам трансмиссии) и 9 отверстий, предназначенных для спуска топлива, масла и воды из баков и систем двигателя.
Носовая часть корпуса представляла собой фасонную массивную отливку, которая приварена к днищу, к подбашенной коробке и к нижним вертикальным бортовым листам. Снаружи на носовой части внизу вваривались два рыма с пружинными защелками для буксирования танка. На верхнем наклонном листе монтировался смотровой люк водителя, с козырьком защищавшем внутреннюю часть танка от воды. С боков в носовую часть ввариривались кронштейны направляющих колес.
Подбашенная коробка приваривалась к носовой части, крыше моторного отделения и верхним наклонным бортам. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Углубленная посадка пояса исключала возможность заклинивания башни. На наружной поверхности имелись 2 отверстия для установки перископических смотровых приборов механика-водителя, служивших для наблюдения за местность при закрытом смотровом люке.
Борта корпуса состояли из верхних наклонных и нижних вертикальных листов.
Корма корпуса состояла из трех наклонных кормовых листов: верхнего, среднего и нижнего. Нижний наклонный лист приваривался к днищу танка. В него вваривались два рыма и две пружинных защёлки для буксирования танка задним ходом. Средний наклонный лист крепился петлями к нижнему наклонному листу. Для контрольных осмотров трансмиссионного отделения в нем имелось два закрепленных на петлях люка. Верхний наклонный лист прикреплялся к бортам.
Крыша корпуса делится поперечной балкой на две части: одна часть закрывает моторное отделение, другая - трансмиссионное.
Башня
Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. С наружи по бортам крепились поручни для танкового десанта.
В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. По середине наклонного листа башни имелся люк для вентиляции боевого отделения.
Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.
Вооружение
На танке устанавливалась 85-мм пушка Д5-Т85 (Д-5Т) с длиной ствола 52 калибра. Масса пушки - 1530 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -3° до +25°. Пушка имела клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката. Выстрел из пушки производился с помощью электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.
В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне, был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке. Огонь из него вел механик-водитель.
Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д5-Т85 и спаренного с ней пулемета применялись телескопический прицел 10Т-15 (поле зрения - 15°, кратность - 2,5) и перископический прицел ПТ4-15. Шкала прицела 10Т-15 имела отдельные шкалы для стрельбы бронебойными снарядами, осколочными гранатами и стрельбы из спаренного пулемета ДТ. Для стрельбы по закрытым целям пушка оборудовалась боковым уровнем. На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.
Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов и 2520 патронов к пулеметам. Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения.
Для стрельбы из пушки Д5-Т85 применялись штатные снаряды 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г.:
- снаряд с дистанционной гранатой 53-УО-365, взрывателями Т-5 или ВМ-2 и КТМ-1;
- снаряд с бронебойно-трассирующим снарядом 53-УБР-365 с донным взрывателем М2-5.
Дополнительно в боекомплект входили 25 гранат Ф-1.
Двигатель и трансмиссия
На танке устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 14-15. Масса двигателя 1000 кг.
Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842. Общая емкость трех топливных баков 520 л (правый - 190 л, левый - 245 л, задний - 85 л). Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1.
Система смазки - циркуляционная, под давлением. В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, пластинчато-трубчатых, подковообразной формы, установленных над центробежным вентилятором.
Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха зимой.
Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.
Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом.
Ходовая часть
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из ведущего колеса, направляющего колеса, шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.
Подвеска танка независимая торсионная.
Электрооборудование
Система электрооборудования состояла из источников тока, потребителей тока, вспомогательной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов и электропроводки, и обеспечивала: запуск двигателя, вращение башни, вентиляцию боевого отделения, внутренне и внешнее освещение, спуск ударных механизмов пушки и пулеметов, звуковую сигнализацию, подогрев воздуха во всасывающих коллекторах, питание средств внутренней и внешней связи.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, две аккумуляторные батареи емкостью 6-СТЭ-128 128 А·ч каждая.
Средства связи
Все танки оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бис-Ф на четыре абонента.
При работе телефоном дальность действия радиостанции: на ходу - до 25 км, на месте - до 40 км. При работе телеграфом дальность работы несколько больше.
Противопожарное оборудование
В качестве противопожарного оборудования в ЗИП танка имелся тетрахлорный ручной огнетушитель типа РАВ-2. |