Ком­по­нов­ка тя­же­ло­го тан­ка ИС-1 - клас­си­че­ская, с кор­мо­вым рас­по­ло­же­ни­ем транс­мис­сии.

Кор­пус тан­ка де­лил­ся на че­ты­ре от­де­ле­ния: управ­ле­ния, бое­вое, мо­тор­ное и транс­мис­си­он­ное.

От­де­ле­ние управ­ле­ния рас­по­ла­га­лось в но­со­вой час­ти кор­пу­са. В нем раз­ме­ща­лись си­де­нье ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, два то­п­лив­ных ба­ка, при­во­ды управ­ле­ния тан­ком, кон­троль­ные при­бо­ры, два бал­ло­на со сжа­тым воз­ду­хом, цен­траль­ный то­п­лив­ный кран, руч­ной то­п­лив­ный на­сос, при­бо­ры на­блю­де­ния, кноп­ка элек­тро­спус­ка кур­со­во­го пу­ле­ме­та и часть ЗИП. За си­день­ем ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля в дни­ще имел­ся ава­рий­ный люк.

Бое­вое от­де­ле­ние рас­по­ла­га­лось за от­де­ле­ни­ем управ­ле­ния и за­ни­ма­ло сред­нюю часть кор­пу­са тан­ка. Здесь на­хо­ди­лись си­де­нья за­ря­жаю­ще­го (спра­ва от пуш­ки), си­де­нье ко­ман­ди­ра баш­ни (на­вод­чи­ка) (сле­ва от пуш­ки), си­де­нье ко­ман­ди­ра тан­ка (за си­день­ем ко­ман­ди­ра баш­ни), кур­со­вой пу­ле­мет, ос­нов­ная часть бое­ком­плек­та, ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи, обог­ре­ва­те­ли, ВКУ и часть ЗИП. По дни­щу бое­во­го от­де­ле­ния про­хо­ди­ли тя­ги при­во­дов управ­ле­ния тан­ком.

Над бое­вым от­де­ле­ни­ем ус­та­нав­ли­ва­лась баш­ня, в ко­то­рой раз­ме­ща­лись пуш­ка и два пу­ле­ме­та, при­це­лы и при­бо­ры на­блю­де­ния, часть бое­ком­плек­та, ра­дио­стан­ция, ме­ха­низ­мы по­во­ро­та баш­ни, вен­ти­ля­тор бое­во­го от­де­ле­ния и часть ЗИП.

Мо­тор­ное от­де­ле­ние на­хо­ди­лось за бое­вым и от­де­ля­лось от не­го пе­ре­го­род­кой. В се­ре­ди­не его на под­мо­тор­ных крон­штей­нах ус­та­нав­ли­вал­ся дви­га­тель. По обе сто­ро­ны от не­го, по бор­там, на­хо­ди­лись: спра­ва - то­п­лив­ный, сле­ва - мас­ля­ный ба­ки; над ни­ми - мас­ля­ные ра­диа­то­ры, а в пе­ред­ней час­ти мо­тор­но­го от­де­ле­ния, по бор­там, - воз­ду­хо­очи­сти­те­ли «муль­ти­ци­клон».

Транс­мис­си­он­ное от­де­ле­ние рас­по­ла­га­лось в кор­мо­вой час­ти тан­ка и от­де­ля­лось от мо­тор­но­го пе­ре­го­род­кой. В нем раз­ме­ща­лись глав­ный фрик­ци­он, цен­тро­беж­ный вен­ти­ля­тор, ко­роб­ка пе­ре­дач, пла­не­тар­ные ме­ха­низ­мы по­во­ро­та и бор­то­вые пе­ре­да­чи. В пе­ре­го­род­ке ме­ж­ду мо­тор­ным и транс­мис­си­он­ным от­де­ле­ния­ми, над вен­ти­ля­то­ром, ус­та­нав­ли­ва­лись во­дя­ные ра­диа­то­ры.

Кор­пус

Кор­пус тан­ка пред­став­лял со­бой же­ст­кую бро­не­вую свар­ную ко­роб­ку из ли­той и ка­та­ной бро­ни. Кор­пус со­сто­ял из сле­дую­щих де­та­лей: дни­ща, но­со­вой час­ти, бор­тов, кор­мы, кры­ши и по­пе­реч­ных пе­ре­го­ро­док. Ли­тые де­та­ли кор­пу­са - но­со­вая часть и под­ба­шен­ная ко­роб­ка. Дни­ще, бор­та, кор­ма и кры­ша кор­пу­са - ка­та­ные.

Дни­ще со­стоя­ло из двух лис­тов, со­еди­нен­ных встык свар­ным швом. В дни­ще име­лось 12 вы­ре­зов, в ко­то­рые вва­ри­ва­лись крон­штей­ны тор­си­он­ных ва­лов, три лю­ка (пе­ред­ний - за­пас­но­го вы­хо­да, сред­ний - под­мо­тор­ный, зад­ний - для дос­ту­па к эле­мен­там транс­мис­сии) и 9 от­вер­стий, пред­на­зна­чен­ных для спус­ка то­п­ли­ва, мас­ла и во­ды из ба­ков и сис­тем дви­га­те­ля.

Но­со­вая часть кор­пу­са пред­став­ля­ла со­бой фа­сон­ную мас­сив­ную от­лив­ку, ко­то­рая при­ва­ре­на к дни­щу, к под­ба­шен­ной ко­роб­ке и к ниж­ним вер­ти­каль­ным бор­то­вым лис­там. Сна­ру­жи на но­со­вой час­ти вни­зу вва­ри­ва­лись два ры­ма с пру­жин­ны­ми за­щел­ка­ми для бук­си­ро­ва­ния тан­ка. На верх­нем на­клон­ном лис­те мон­ти­ро­вал­ся смот­ро­вой люк во­ди­те­ля, с ко­зырь­ком за­щи­щав­шем внут­рен­нюю часть тан­ка от во­ды. С бо­ков в но­со­вую часть вва­ри­ри­ва­лись крон­штей­ны на­прав­ляю­щих ко­лес.

Под­ба­шен­ная ко­роб­ка при­ва­ри­ва­лась к но­со­вой час­ти, кры­ше мо­тор­но­го от­де­ле­ния и верх­ним на­клон­ным бор­там. В под­ба­шен­ную ко­роб­ку вва­ри­вал­ся под­ба­шен­ный по­яс, к ко­то­ро­му кре­пил­ся ниж­ний по­гон баш­ни. Уг­луб­лен­ная по­сад­ка поя­са ис­клю­ча­ла воз­мож­ность за­кли­ни­ва­ния баш­ни. На на­руж­ной по­верх­но­сти име­лись 2 от­вер­стия для ус­та­нов­ки пе­ри­ско­пи­че­ских смот­ро­вых при­бо­ров ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля, слу­жив­ших для на­блю­де­ния за ме­ст­ность при за­кры­том смот­ро­вом лю­ке.

Бор­та кор­пу­са со­стоя­ли из верх­них на­клон­ных и ниж­них вер­ти­каль­ных лис­тов.

Кор­ма кор­пу­са со­стоя­ла из трех на­клон­ных кор­мо­вых лис­тов: верх­не­го, сред­не­го и ниж­не­го. Ниж­ний на­клон­ный лист при­ва­ри­вал­ся к дни­щу тан­ка. В не­го вва­ри­ва­лись два ры­ма и две пру­жин­ных за­щёл­ки для бук­си­ро­ва­ния тан­ка зад­ним хо­дом. Сред­ний на­клон­ный лист кре­пил­ся пет­ля­ми к ниж­не­му на­клон­но­му лис­ту. Для кон­троль­ных ос­мот­ров транс­мис­си­он­но­го от­де­ле­ния в нем име­лось два за­кре­п­лен­ных на пет­лях лю­ка. Верх­ний на­клон­ный лист при­кре­п­лял­ся к бор­там.

Кры­ша кор­пу­са де­лит­ся по­пе­реч­ной бал­кой на две час­ти: од­на часть за­кры­ва­ет мо­тор­ное от­де­ле­ние, дру­гая - транс­мис­си­он­ное.

Баш­ня

Баш­ня - ли­тая, об­те­кае­мой фор­мы. В ее ло­бо­вой час­ти име­лась ам­бра­зу­ра, за­кры­вае­мая под­виж­ной бро­ни­ров­кой с тре­мя от­вер­стия­ми для пуш­ки, спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та и те­ле­ско­пи­че­ско­го при­це­ла. В зад­ней час­ти баш­ни с ле­вой сто­ро­ны на­хо­дил­ся при­лив, где кре­пи­лась ша­ро­вая ус­та­нов­ка кор­мо­во­го пу­ле­ме­та. По бор­там баш­ни име­лись люч­ки для стрель­бы из лич­но­го ору­жия, за­кры­вае­мые бро­не­вы­ми за­глуш­ка­ми. С на­ру­жи по бор­там кре­пи­лись по­руч­ни для тан­ко­во­го де­сан­та.

В кры­шу бы­ла вва­ре­на ко­ман­дир­ская ба­шен­ка с вход­ным лю­ком и ше­стью смот­ро­вы­ми ще­ля­ми. Спра­ва от ко­ман­дир­ской ба­шен­ки имел­ся люк для по­сад­ки и вы­сад­ки эки­па­жа. По се­ре­ди­не на­клон­но­го лис­та баш­ни имел­ся люк для вен­ти­ля­ции бое­во­го от­де­ле­ния.

Баш­ня при­во­ди­лась во вра­ще­ние элек­три­че­ским по­во­рот­ным ме­ха­низ­мом или вруч­ную. При ра­бо­те элек­тро­при­во­да мак­си­маль­ная ско­рость по­во­ро­та баш­ни дос­ти­га­ла 2,4 об/мин.

Воо­ру­же­ние

На тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лась 85-мм пуш­ка Д5-Т85 (Д-5Т) с дли­ной ство­ла 52 ка­либ­ра. Мас­са пуш­ки - 1530 кг. Вер­ти­каль­ная на­вод­ка - в пре­де­лах от -3° до +25°. Пуш­ка име­ла кли­но­вой за­твор и по­лу­ав­то­ма­ти­ку ко­пир­но­го ти­па. Про­ти­во­от­кат­ные уст­рой­ст­ва пуш­ки со­стоя­ли из гид­рав­ли­че­ско­го тор­мо­за от­ка­та и гид­ро­пнев­ма­ти­че­ско­го на­кат­ни­ка и рас­по­ла­га­лись над ство­лом: с пра­вой сто­ро­ны - на­кат­ник, с ле­вой - тор­моз от­ка­та. Вы­стрел из пуш­ки про­из­во­дил­ся с по­мо­щью элек­тро­спус­ка, кноп­ка ко­то­ро­го на­хо­ди­лась на ру­ко­ят­ке ма­хо­ви­ка подъ­ем­но­го ме­ха­низ­ма.

В тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лись три 7,62-мм пу­ле­ме­та ДТ, из них два в баш­не и один кур­со­вой - в кор­пу­се. Один из пу­ле­ме­тов, раз­ме­щен­ных в баш­не, был спа­рен с пуш­кой, дру­гой - смон­ти­ро­ван в ша­ро­вой ус­та­нов­ке в кор­мо­вом лис­те. Кур­со­вой пу­ле­мет же­ст­ко за­кре­п­лял­ся па­рал­лель­но оси тан­ка в вва­рен­ном в кор­пус пат­руб­ке. Огонь из не­го вел ме­ха­ни­к-во­ди­тель.

Для ве­де­ния стрель­бы пря­мой на­вод­кой из пуш­ки Д5-Т85 и спа­рен­но­го с ней пу­ле­ме­та при­ме­ня­лись те­ле­ско­пи­че­ский при­цел 10Т-15 (по­ле зре­ния - 15°, крат­ность - 2,5) и пе­ри­ско­пи­че­ский при­цел ПТ4-15. Шка­ла при­це­ла 10Т-15 име­ла от­дель­ные шка­лы для стрель­бы бро­не­бой­ны­ми сна­ря­да­ми, ос­ко­лоч­ны­ми гра­на­та­ми и стрель­бы из спа­рен­но­го пу­ле­ме­та ДТ. Для стрель­бы по за­кры­тым це­лям пуш­ка обо­ру­до­ва­лась бо­ко­вым уров­нем. На кор­мо­вом пу­ле­ме­те пре­ду­смат­ри­ва­лась ус­та­нов­ка снай­пер­ско­го оп­ти­че­ско­го при­це­ла ти­па ПУ.

Бое­ком­плект ИС-1 со­сто­ял из 59 вы­стре­лов и 2520 па­тро­нов к пу­ле­ме­там. Вы­стре­лы ук­ла­ды­ва­лись в баш­не, в кор­пу­се сза­ди пе­ред­них то­п­лив­ных ба­ков, в под­ба­шен­ной ко­роб­ке и в ящи­ках на дни­ще бое­во­го от­де­ле­ния.

Для стрель­бы из пуш­ки Д5-Т85 при­ме­ня­лись штат­ные сна­ря­ды 85-мм зе­нит­ной пуш­ки обр. 1939 г.:
- сна­ряд с дис­тан­ци­он­ной гра­на­той 53-УО-365, взры­ва­те­ля­ми Т-5 или ВМ-2 и КТМ-1;
- сна­ряд с бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щим сна­ря­дом 53-УБР-365 с дон­ным взры­ва­те­лем М2-5.

До­пол­ни­тель­но в бое­ком­плект вхо­ди­ли 25 гра­нат Ф-1.

Дви­га­тель и транс­мис­сия

На тан­ке ус­та­нав­ли­вал­ся 12-цилиндровый че­ты­рех­такт­ный ди­зель В-2ИС (В-2-10) мощ­но­стью 520 л.с. при 2000 об/мин. Ци­лин­д­ры рас­по­ла­га­лись V-образно под уг­лом 60°. Сте­пень сжа­тия 14-15. Мас­са дви­га­те­ля 1000 кг.

То­п­ли­во - ди­зель­ное, мар­ки ДТ или га­зойль мар­ки «Э» по ОСТ 8842. Об­щая ем­кость трех то­п­лив­ных ба­ков 520 л (пра­вый - 190 л, ле­вый - 245 л, зад­ний - 85 л). Еще 300 л пе­ре­во­зи­лось в трех на­руж­ных ба­ках, не под­клю­чен­ных к сис­те­ме пи­та­ния. По­да­ча то­п­ли­ва при­ну­ди­тель­ная, с по­мо­щью две­на­дца­ти­п­лун­жер­но­го то­п­лив­но­го на­со­са НК-1.

Сис­те­ма смаз­ки - цир­ку­ля­ци­он­ная, под дав­ле­ни­ем. В бак сис­те­мы смаз­ки был встро­ен цир­ку­ля­ци­он­ный ба­чок, обес­пе­чи­вав­ший бы­ст­рый про­грев мас­ла и воз­мож­ность поль­зо­вать­ся ме­то­дом раз­жи­же­ния мас­ла бен­зи­ном.

Сис­те­ма ох­ла­ж­де­ния - жид­ко­ст­ная, за­кры­тая, с при­ну­ди­тель­ной цир­ку­ля­ци­ей. Ра­диа­то­ров - два, пла­стин­ча­то-т­руб­ча­тых, под­ко­во­об­раз­ной фор­мы, ус­та­нов­лен­ных над цен­тро­беж­ным вен­ти­ля­то­ром.

Для очи­ст­ки воз­ду­ха, по­сту­паю­ще­го в ци­лин­д­ры дви­га­те­ля, на тан­ке ус­та­нав­ли­ва­лись два воз­ду­хо­очи­сти­те­ля мар­ки ВТ-5 ти­па «муль­ти­ци­клон». В го­лов­ки воз­ду­хо­очи­сти­те­лей бы­ли встрое­ны фор­сун­ки и за­паль­ные све­чи для по­дог­ре­ва вса­сы­вае­мо­го воз­ду­ха зи­мой.

Пуск дви­га­те­ля осу­ще­ст­в­лял­ся инер­ци­он­ным стар­те­ром, имев­шим руч­ной и элек­три­че­ский при­вод, или с по­мо­щью бал­ло­нов со сжа­тым воз­ду­хом.

Транс­мис­сия вклю­ча­ла в се­бя мно­го­дис­ко­вый глав­ный фрик­ци­он су­хо­го тре­ния (сталь по фер­ро­до), че­ты­рех­сту­пен­ча­тую вось­ми­ско­ро­ст­ную ко­роб­ку пе­ре­дач с де­муль­ти­п­ли­ка­то­ром, двух­сту­пен­ча­тые пла­не­тар­ные ме­ха­низ­мы по­во­ро­та с мно­го­дис­ко­вым бло­ки­ро­воч­ным фрик­цио­ном и двух­сту­пен­ча­тые бор­то­вые пе­ре­да­чи с пла­не­тар­ным ря­дом.

Хо­до­вая часть

Хо­до­вая часть тан­ка при­ме­ни­тель­но к од­но­му бор­ту со­стоя­ла из ве­ду­ще­го ко­ле­са, на­прав­ляю­ще­го ко­ле­са, шес­ти сдво­ен­ных ли­тых опор­ных кат­ков диа­мет­ром 550 мм и трех под­дер­жи­ваю­щих кат­ков. Ве­ду­щие ко­ле­са зад­не­го рас­по­ло­же­ния име­ли два съем­ных зуб­ча­тых вен­ца с 14-ю зубь­я­ми ка­ж­дый. На­прав­ляю­щие ко­ле­са - ли­тые, с кри­во­шип­ным ме­ха­низ­мом на­тя­же­ния гу­се­ниц, взаи­мо­за­ме­няе­мые с опор­ны­ми кат­ка­ми. Под­вес­ка - ин­ди­ви­ду­аль­ная тор­си­он­ная. Гу­се­ни­цы сталь­ные, мел­ко­звен­ча­тые, из 86 од­но­греб­не­вых тра­ков ка­ж­дая. Тра­ки штам­по­ван­ные, ши­ри­ной 650 мм и ша­гом 162 мм. За­це­п­ле­ние це­воч­ное.

Под­вес­ка тан­ка не­за­ви­си­мая тор­си­он­ная.

Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние

Сис­те­ма элек­тро­обо­ру­до­ва­ния со­стоя­ла из ис­точ­ни­ков то­ка, по­тре­би­те­лей то­ка, вспо­мо­га­тель­ной ап­па­ра­ту­ры, кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ных при­бо­ров и элек­тро­про­вод­ки, и обес­пе­чи­ва­ла: за­пуск дви­га­те­ля, вра­ще­ние баш­ни, вен­ти­ля­цию бое­во­го от­де­ле­ния, внут­рен­не и внеш­нее ос­ве­ще­ние, спуск удар­ных ме­ха­низ­мов пуш­ки и пу­ле­ме­тов, зву­ко­вую сиг­на­ли­за­цию, по­дог­рев воз­ду­ха во вса­сы­ваю­щих кол­лек­то­рах, пи­та­ние средств внут­рен­ней и внеш­ней свя­зи.

Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние бы­ло вы­пол­не­но по од­но­про­вод­ной схе­ме. На­пря­же­ние 24 и 12 В. Ис­точ­ни­ки: ге­не­ра­тор мощ­но­стью 1 кВт, две ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи ем­ко­стью 6-СТЭ-128 128 А·ч ка­ж­дая.

Сред­ст­ва свя­зи

Все тан­ки ос­на­ща­лись прие­мо­пе­ре­даю­щей сим­плекс­ной те­ле­фон­но-те­ле­граф­ной ра­дио­стан­ци­ей 10Р или 10РК и внут­рен­ним пе­ре­го­вор­ным уст­рой­ст­вом ТПУ-4-бис-Ф на че­ты­ре або­нен­та.

При ра­бо­те те­ле­фо­ном даль­ность дей­ст­вия ра­дио­стан­ции: на хо­ду - до 25 км, на мес­те - до 40 км. При ра­бо­те те­ле­гра­фом даль­ность ра­бо­ты не­сколь­ко боль­ше.

Про­ти­во­по­жар­ное обо­ру­до­ва­ние

В ка­че­ст­ве про­ти­во­по­жар­но­го обо­ру­до­ва­ния в ЗИП тан­ка имел­ся тет­ра­хлор­ный руч­ной ог­не­ту­ши­тель ти­па РАВ-2.
Используются технологии uCoz