Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 по своей компоновочной схеме полностью повторял своего предшественника — танк БТ-2, но конструктивно отличался от него установкой более мощного вооружения, карбюраторного двигателя М-5 и связанными с этим незначительными изменениями корпуса и башни, а также некоторыми изменениями отдельных элементов гусеничного движителя. В связи с новыми конструктивными изменениями боевая масса машины возросла до 11,6 т, а к концу производства после внесения ряда усовершенствований она достигла 11,9 т. Отделение управления изменений не претерпело, за исключением установки справа от механика-водителя двух огнетушителей — переносного и стационарного. В боевом отделении в новой башне, имевшей по сравнению с башней танка БТ-2 большие размеры, вместе с командиром танка стал размещаться третий член экипажа — заряжающий-пулеметчик. Командир машины, который одновременно выполнял и роль наводчика, размещался слева от орудия, а заряжающий — справа. В нише башни для танков, оснащаемых радиостанцией, было предусмотрено место для ее установки. В моторном отделении, в отличие от танка БТ-2, вместо одной были установлены две аккумуляторные батареи. По сравнению с БТ-2 бронирование танка БТ-5, за исключением крышки люка механика-водителя, не изменилось. Корпус и башня изготавливались из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 13 и 15 мм. Лобовой щиток механика-водителя имел толщину 20 мм, а литая носовая отливка имела толщину лобовой части 40 мм, нижней — 30 мм. В крышке люка механика-водителя за смотровой щелью был установлен смотровой прибор — пуленепробиваемое стекло, заключенное в специальную обойму и рамку. При замене поврежденного стекла в боевых условиях смотровая щель закрывалась броневой заслонкой. В верхней части крышки люка механика-водителя была приварена накладка для защиты щитка водителя от свинцовых брызг. Кроме того, люк механика-водителя был снабжен резиновыми уплотнениями, а верхний наклонный лобовой лист для упрощения производства был выполнен составным из трех частей: нижней и двух боковых. Арка над механиком-водителем в связи с установкой радиостанции была урезана. Для сохранения жесткости корпуса в этом месте устанавливались специальные короба, закрепленные вне боевого отделения и образующие таким образом рубку механика-водителя. Наружные бортовые бронированные листы корпуса танка состояли из двух частей и соединялись между собой снаружи с помощью броневой накладки на заклепках. Для лучшего уплотнения корпуса между внутренними бортовыми листам, угольниками и днищем в местах их соединения были проложены плотняные прокладки на сурике. Для предохранения трансмиссионного отделения от попадания в него посторонних предметов и грязи над жалюзи была установлена защитная проволочная сетка. Для доступа к жалюзи при проведении технического обслуживания сетка откидывалась на петлях, а во время движения крепилась к заднему листу крыши двумя болтами. Между пятыми и шестыми подкосами во внутренних бортовых листах были сделаны отверстия для выхода воздуха от вентилятора при закрытых жалюзи. В задней части надгусеничных полок были прикреплены грязевые щитки, защищавшие от забрасывания грязи с гусениц на корпус танка при движении. Они были отштампованы из 3-мм конструкционной стали и крепились к полкам и фланцу бортовых редукторов с помощью сварки. В передней части надгусеничных полок крепились съемные грязевые щитки — "крылья", предохранявшие лицо механика-водителя от забрасывания песком и грязью при открытом люке. Они также были отштампованы из 3-мм конструкционной стали и крепились к полкам с помощью петель, а к передней трубе — с помощью болтов. При движении по лесу или крупному кустарнику эти щитки предписывалось снимать с машины. Крыша над боевым отделением в целях упрощения производства состояла из четырех фасонных листов. Передний лист одновременно являлся крышей рубки механика-водителя и приваривался к боковым листам рубки. Два боковых листа приваривались к верхнему наклонному листу носа и угольникам бортовых листов, а также двумя болтами крепились к угольникам перегородки. Каждый лист имел 12 отверстий для крепления погона башни. Задний лист крепился семью болтами к верхнему угольнику перегородки. Все четыре листа своею внутренней кромкой образовывали круглый вырез. К ним крепился болтами нижний погон башни. Вследствие увеличения диаметра отверстия в крыше под башней была несколько изменена перегородка между моторным и боевым отделениями - она была выгнута и изменена в деталях. Новая бронированная башня увеличенных размеров устанавливалась на шариковом погоне и имела клепаный (цилиндрическая) или сварной (эллиптическая) корпус, состоящий из двух листов, соединенных между собой с помощью накладок. В переднем листе было вырезано прямоугольное отверстие для спаренной установки пушки и пулемета, по бокам располагались две смотровые щели со стеклоблоками и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера, закрывавшихся броневыми пробками. На 230 машинах первого выпуска в заднем листе цилиндрической башни было вырезано прямоугольное отверстие, закрывавшееся снаружи патронным (снарядным) ящиком трапециевидной формы, который одновременно выполнял роль противовеса спаренной установки вооружения и крепился к башне с помощью заклепок. На остальных машинах ящик был заменен овальной (эллиптической) кормовой нишей. В кормовой части башни имелся прямоугольный люк для доступа внутрь ниши, который закрывался запирающейся снаружи крышкой люка на петлях. В крышке люка имелось отверстие для стрельбы из револьвера, закрывавшееся броневой пробкой. Крыша башни состояла из двух листов, один из которых располагался над цилиндрической частью башни, а другой накрывал ее кормовую нишу. В крыше башни располагались два люка для посадки и выхода экипажа (в цилиндрической башне со снарядным ящиком имелся лишь один люк). Над казенной частью пушки располагалось вентиляционное отверстие. Отверстие для перископа находилось в левой части крыши башни, а отверстие для сигнализации — в правой. Кроме того, на крыше башни имелись три кольца (рыма) для демонтажа и монтажа башни, а также два отверстия для прохода тяг, поддерживающих кронштейн подъемного механизма пушки. Полная масса башни с вооружением и боеприпасами достигала 1100 кг, а масса спаренной установки (качающейся части) — 220-250 кг. Основным оружием танка БТ-5 являлась 45-мм пушка 20К обр. 1932 г. Пушка предназначалась для ведения огня по танкам и бронемашинам, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам пехоты и живой силе противника. Она могла вести огонь бронебойными и осколочными снарядами, обладала хорошими по тому времени тактико-техническими показателями. Качающаяся часть пушки была создана на базе качающейся части 45-мм противотанковой пушки 19К обр. 1932 г. Она имела люльку корытообразной формы и клиновой вертикальный затвор с полуавтоматикой инерционно-механического типа, который обеспечивал боевую скорострельность до 15 выстр/мин. Однако сложность подобной автоматики в дальнейшем привела к замене ее полуавтоматикой копирного или скалочного типа. В качестве противооткатных устройств использовались гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. 45-мм пушка обр. 1932 г. имела подъемный механизм секторного типа, на маховике которого располагалась кнопка спускового механизма. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой — 3600 м, а максимальная — 4800 м. Бронебойный снаряд массой 1,425 кг имел начальную скорость 760 м/с и на дистанции стрельбы 1000 м пробивал по нормали танковую броню толщиной 37 мм. На дистанции 2500 м этот показатель снижался до 20,8 мм. Осколочный снаряд массой 2,15 кг имел начальную скорость 335 м/с. Вспомогательным оружием танка БТ-5 являлся спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемет ДТ, который имел свой автономный прицел, обеспечивавший возможность ведения стрельбы независимо от орудия. Наведение при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета и корректировка огня осуществлялись с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1. Танковый телескопический прицел ТСМФ обр. 1930 г. располагался в маске пушки с левой стороны. Он обеспечивал увеличение в 2,5 раза и имел поле зрения 15°. Перископический прицел ПТ-1 обр.1932 г. устанавливался в броневом стакане с левой стороны на крыше башни. Он обеспечивал стрельбу прямой наводкой из пушки и пулемета и круговое наблюдение из танка. Наведение спаренной установки в вертикальной плоскости осуществлялось в пределах от — 5° до +21°. В спаренном положении огонь из орудия и пулемета вел наводчик с помощью ножных спусков пушки и пулемета, расположенных под его правой ногой на подножке. При независимой стрельбе пулемет имел сектор обстрела в вертикальной плоскости + 5° и в горизонтальной плоскости + 4,5°. В этом случае огонь из него вел заряжающий. Боекомплект танков с цилиндрическими башнями состоял из 86 выстрелов, в линейных танках с эллиптическими башнями он возрос до 115 выстрелов и 2709 патронов, расположенных в 43 дисках. В танках, оснащенных радиостанциями 71-ТК-1, размещалось 75 снарядов. Увеличение боекомплекта машины по сравнению с боекомплектом танка БТ-2 было достигнуто за счет размещения дополнительной укладки снарядов на полу в боевом отделении и размещения снарядов в нише башни. На полу боевого отделения укладывались 29 снарядов. В танках, где не устанавливался электроконтактный прибор, снаряды на полу боевого отделения укладывались по высоте в четыре ряда поперек корпуса на деревянных стеллажах. Сверху стеллажи закрывались специальной стальной крышкой на петлях, образуя фальшпол боевого отделения. На правой и левой стенках корпуса в боевом отделении в специальных укладках (обоймах) размещались 32 выстрела (по 16 на каждой стенке). Выстрелы укладывались вертикально в два ряда. На стенках башни по одну и другую сторону от ниши вертикально размещалось по 7 выстрелов. Укладка выстрелов в башне была разделена на две части, которые представляли собой коробки из листовой стали со специальными отсеками, прикрепленные к нижнему и верхнему листам ниши. В каждой коробке размещалось 20 выстрелов. Укладка пулеметных дисках производилась на правой и левой стенках боевого отделения под снарядной укладкой. На каждой стороне в специальных гнездах размещалось по 19 дисков. Кроме укладки дисков на стенках корпуса, 5 дисков укладывались на стенке башни. В моторном отделении танка вдоль продольной оси машины устанавливался четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель М-5 жидкостного охлаждения мощностью 400 л.с. (294 кВт) при 1650 об/мин. с двумя сдвоенными карбюраторами пульверизационного типа с постоянным уровнем, системы "Зенит-52". В качестве топлива использовался авиационный бензин. Угол развала цилиндров в 45° был выбран в целях уменьшения до возможного минимума его габаритов. Вместе с тем такой угол развала определял порядок чередования вспышек в цилиндрах через неравные углы поворота коленчатого вала, что усложняло возможность получения двойного зажигания от двух магнето, поэтому на двигателе было установлено зажигание системы "Делько", позволявшее использовать его при любом порядке чередования вспышек в цилиндрах. Система зажигания — батарейная. Свечи зажигания каждого ряда цилиндров двигателя получали электроэнергию от своего трансформатора-распределителя, представлявшего собой комбинацию катушки высокого напряжения с прерывателем-распределителем. Пуск двигателя производился с помощью двух электрических стартеров "МАЧ" мощностью по 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый (или одним стартером "Сцинтилла" мощностью 2 л.с. (1,47 кВт), или "СМС" мощностью 3,5 л.с. (2,8 кВт), а также вручную с помощью заводной рукоятки, установленной на редукторе пуска в боевом отделении. Кроме того, на небольшом количестве машин были установлены стартеры "Бош" мощностью 3 л.с. (2 кВт). Масса двигателя составляла 410 кг. Системы, обеспечивавшие работу двигателя, практически остались такими же, как и на танке БТ-2. Единственное, над чем поработали конструкторы, так это над увеличением запаса возимого топлива и улучшением работы силовой установки в зимних условиях. Емкость двух топливных баков составляла 360 л. На машинах выпуска 1934 — 1935 гг. запас возимого топлива был увеличен до 530 л за счет установки в кормовой части по бортам двух дополнительных баков. В системе охлаждения зимой стали применять низкозамерзающую охлаждающую жидкость (смесь воды со спиртом и глицерином). А для поддержания необходимой температуры во время стоянок и обеспечения пуска двигателя на морозе между картером двигателя и радиаторами системы охлаждения устанавливались два химических обогревателя. Обогреватели приводились в действие за 3 — 4 часа до пуска двигателя и устанавливались в моторном отделении. В пожарном отношении обогреватели были безопасны. В танке, кроме того, были установлены новый вентилятор системы охлаждения с более высокой производительностью и регулируемые с места механика-водителя жалюзи, которые улучшили поддержание требуемого температурного режима работы двигателя. На танках БТ-5 первых выпусков устанавливалась трансмиссия, аналогичная трансмиссии танка БТ-2. Впоследствии на машинах стали устанавливаться более совершенные агрегаты трансмиссии: многодисковый главный фрикцион новой конструкции сухого трения (сталь по феродо), четырехступенчатая коробка передач улучшенной конструкции и два многодисковых бортовых фрикционов новой конструкции с ленточными тормозами. Остальные агрегаты трансмиссии остались без изменений. Особенностью танка БТ-5, как и его предшественника — танка БТ-2, являлась установка на них комбинированного колесно-гусеничного движителя. Его конструкция осталась без существенных изменений, за исключением установки усиленных ведущих колес гусеничного хода и новых опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода — стальные, штампованные с наружной резиновой амортизацией, двухдисковые, гребневого зацепления. Диски устанавливались на ступицу бортового редуктора и крепились к ней шестью болтами с гайками. В дисках для уменьшения их массы были сделаны восемь отверстий. Еще в восьми отверстиях располагались стальные втулки, приваренные к диску. Во время эксплуатации постоянно задействованы были только четыре втулки. В отверстия втулок вставлялись пальцы на осях которых симметрично располагались ролики, с помощью которых ведущие колеса за гребни траков вращали гусеницы. От осевого перемещения пальцы с обоих концов фиксировались корончатыми гайками. При увеличении диаметра отверстий втулок выше допустимого во время эксплуатации пальцы с роликами переставлялись на соседние (еще не изношенные) втулки. Диаметр ведущего колеса — 640 мм. Опорные катки — двухдисковые с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей. В отличие от танка БТ-2, диски опорных катков были не литые, а штампованные, сплошные. Диаметр опорного катка остался прежним — 815 мм. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети составляло 12 В. Основным источником электрической энергии танка был генератор "Сцинтилла" мощностью 190 Вт или генератор ГП (или ГА) мощностью 180 Вт. При неработающем двигателе источником электрической энергии являлись две аккумуляторные батареи 6СТА УШБ. 263 танка БТ-5 (БТ-5РТ) были оснащены радиостанциями 71-ТК-1 "Шакал" и имели поручневую антенну, расположенную по периметру башни. Это была специальная танковая приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией и с диапазоном частот от 4 до 5,625 МГц, которая обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянках до 30 км. В телеграфном режиме дальность связи на стоянках увеличивалась до 50 км. Масса комплекта радиостанции достигала 60 кг. Для связи командира танка с экипажем и ведения переговоров между членами экипажа использовалась система внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом — танковым переговорным устройством (ТПУ-З). Танк имел систему противопожарного оборудования, состоявшую из стационарного тетрахлорного огнетушителя, расположенного в отделении управления справа от сиденья механика-водителя, на стенке корпуса и соединенного трубопроводом с четырьмя распылителями, которые располагались: два над карбюраторами, третий под двигателем, четвертый около трансформаторов системы зажигания двигателя. Для тушения пожара в боевом отделении использовался переносной тетрахлорный огнетушитель, также установленный у механика-водителя. Инструмент подразделялся на: общий инструмент для всей машины (гаечные ключи, отвертки и т.д.), специальный инструмент ходовой части машины и двигателя М-5(инструмент, употреблявшийся для регулировки, проверки и других работ, характерных для данного типа машины). Часть общего инструмента находилась также в специальной инструментальной сумке, располагавшейся в инструментальном ящике внутри машины, там же располагалась часть специального инструмента, имевшего малые габариты. На машине перевозились и некоторые запасные части, подверженные наибольшему износу, которые могли быть заменены силами экипажа: к ходовой части машины, двигателю, вооружению и к приборам наблюдения. Траки укладывались на надгусеничных полках или на радиаторных щитках вместе с шанцевым инструментом. Мелкие детали укладывались в инструментальном ящике. К двигателю придавались в основном запасные детали системы зажигания и электрооборудования, которые укладывались в отдельном ящике, размещенном в инструментальном ящике. Запасные детали к вооружению укладывались в отдельном деревянном ящике, который размещался внутри машины. Запасные детали к приборам наблюдения укладывались в отделении управления и в башне. Принадлежности и приспособления, необходимые для заправки машины топливом, маслом и водой, укладывались внутри машины в инструментальном ящике. Шанцевый инструмент укладывался снаружи машины. На радиаторном защитном щитке сверху укладывались топор, четыре запасных трака, снизу — двуручная пила. Все они крепились к защитному щитку тремя ремнями. На правом радиаторном щитке укладывались: две большие саперные лопаты, ключ для натяжения гусениц, лом. Они крепились к защитному щитку двумя ремнями. К подъемным и тяговым приспособлениям относились два домкрата, закрепленные в кормовой части машины на грязевых щитках, и две буксирные цепи, которые крепились следующим образом: одна на буксирных серьгах сзади с помощью стального стержня, продетого в обе серьги, другая — спереди танка на двух буксирных крюках.
Используются технологии uCoz